Химики инвестируют в газ


Сейчас “Химтэко” занимается подготовкой разрешительной документации на строительство, рассказал замгендиректора “Химтэко” Геннадий Ревнивцев. Пуск первой очереди мощностью в 50 000 т углекислоты в год планируется в 2008 г. Общая мощность – 100 000 т/год. Сырьем для нового производства будет углекислый газ, выбрасываемый в атмосферу из цеха аммиака на “КуАзе”. Стоимость проекта Ревнивцев не назвал, сказав, что срок окупаемости составит около пяти лет. Директор по исследованиям Discovery Research Group Александр Болтавин оценил стоимость всего проекта в $30–50 млн.

Поставщик технологии и оборудования – датская фирма Union Engineering. Менеджер по экспортным продажам компании Майкл Мортенсен подтвердил сотрудничество с “Химтэко”, а также с 40 компаниями в России. Среди последних проектов он назвал пуск в 2007 г. “Газсервисом” завода углекислоты на Сахалине.

В Поволжье сейчас нет производителей углекислоты с такой же чистотой (99,98%), какая планируется “Химтэко”, говорит Ревнивцев. Основные покупатели – производители пива и безалкогольных напитков в ближайших регионах, говорит он.

Мощность первой линии при полной загрузке позволит “Химтэко” встать в один ряд с ведущими производителями в европейской части России, но 100 000 т приведут к переизбытку, полагает заместитель директора по маркетингу ТД “Щекиноазот” (в 2006 г. продал около 50 000 т, максимальная мощность – 84 000 т/год.) Вячеслав Радин. На соседнем “Тольяттиазоте” в 2006 г. выпущено 50 000 т углекислоты, рассказал пресс-секретарь компании Игорь Башунов.

Себестоимость углекислоты, которая для химпредприятия азотного цикла является побочным продуктом производства, может быть минимальной, отмечает аналитик ИК “Финам” Владислав Исаев. Проектируемые объемы выпуска “Химтэко” вполне реализуемы на рынке Поволжья, полагает аналитик ИК “Финам” Владислав Исаев.

Руководитель проектов консалтингового агентства Merchant Research & Consulting Ltd. Татьяна Марковник оценивает ежегодный прирост спроса в 4%.

Спрос снижается, считает Радин из “Щекиноазота”. “Крупнейшие потребители – производители пива вводят собственные установки для покрытия внутренних потребностей, и это снижение не покрывается растущими рынками воды, газировки и слабоалкогольных коктейлей”, – говорит он.