Не тому продал

Д. Гришкин

Около 60% акций “Ингосстраха” контролирует председатель совета директоров “Базового элемента” Олег Дерипаска (10% принадлежат Дерипаске напрямую). Финансист Александр Мамут, знакомый с Дерипаской с конца 90-х (оба дружны с семьей первого российского президента Бориса Ельцина), стал партнером бизнесмена по страховому бизнесу в 2002 г., после раздела активов предпринимателя Андрея Андреева. Сначала Мамут получил 27%, потом его доля возросла до 40%.

Как позднее рассказал близкий к “Ингосстраху” источник, партнеры обсуждали возможность выкупа акций, но не сошлись в цене: Мамут просил за свою долю на $100 млн больше, чем ему предлагал Дерипаска. Тогда Мамут нашел другого покупателя: в прошлом году он заключил соглашение со структурой, представляющей интересы чешской финансовой группы PPF, в которую входят банк Home Credit и страховщик Ceska Pojistovna (в России работают под именами “Хоум Кредит энд Финанс банк” и Чешская страховая компания), рассказал “Ведомостям” совладелец одной из страховых компаний. За $100 млн чехи получают опцион на выкуп доли Мамута, цена исполнения опциона – $600 млн, срок исполнения – год. Сумма сделки, таким образом, составит $700 млн. Если чехи не выкупают пакет Мамута, $100 млн они теряют, рассказывает собеседник “Ведомостей”. Другой источник, знакомый с одним из акционеров “Ингосстраха”, утверждает, что Мамут уступил долю чешским инвесторам за $750 млн. Он подчеркивает, что Мамут с Дерипаской об этом не договаривался, улучив момент, пока между акционерами не действовало соглашение об обязательной продаже долей друг другу. Кипрская Durbe Limited связана с PPF, “это действительно чехи”, подтвердил участник страхового рынка, знакомый с ситуацией в “Ингосстрахе”.

О том, что Мамут решил продать пакет в “Ингосстрахе”, рассказали несколько источников, знакомых с акционерами и бизнесом компании. Взгляды партнеров на развитие компании не во всем совпадают, а активность Мамута не встречает понимания у менеджмента “Ингосстраха”, объяснял мотивы Мамута знакомый обоих владельцев страховщика бизнесмен. Если сделка состоится, покупателем доли Мамута выступят структуры Дерипаски, считал один из собеседников “Ведомостей”.

Но в конце декабря ФАС выдала кипрской компании Durbe Limited разрешение на покупку трех ООО, владеющих 38% акций “Ингосстраха”. По словам начальника управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлии Бондаревой, конечные бенефициары Durbe Limited – четыре физических лица из Чехии. Фамилии этих людей она не уточнила, а связаться с Durbe Limited не удалось.

Вице-президенту “Ингосстраха” Илье Соломатину о переговорах и сделке Мамута и PPF ничего не известно: “это вопрос акционеров”. Пресс-секретарь Сeskа Pojistovna Вацлав Балек не стал комментировать ситуацию с “Ингосстрахом”. “Никто из PPF не участвует в этих переговорах”, – заявил “Ведомостям” представитель PPF Иржи Хаек, отметив, что не может комментировать действия группы чешских граждан. Представитель “Базэла” Вадим Белый отказался от комментариев, а запрос “Ведомостей” в приемную Мамута остался без ответа.

Если сумма сделки составила $750 млн, Мамут оценил “Ингосстрах” примерно в $1,8–1,9 млрд. Но компания стоит больше $2 млрд, уверял недавно один из ее топ-менеджеров. Долю Мамута чехи могут купить с дисконтом, поскольку этот пакет неконтрольный и неликвидный, говорит знакомый с методикой оценки страховщиков инвестбанкир. Оценки нескольких консультантов, проведенные по заказу “Ингосстраха”, колеблются от $2 млрд до $2,8 млрд, резюмирует другой менеджер “Ингосстраха”.

Бизнесмен, занятый страховым делом, как и другой предприниматель, знакомый с акционерами “Ингосстраха”, свидетельствуют, что Дерипаска недоволен появлением у него незваных партнеров, тем более иностранцев. Некоторые ведомства не допускают страховые компании с иностранным капиталом к участию в своих страховых тендерах, напоминает глава совета директоров “Стандарт-Резерва” Виктор Юн. Сам Дерипаска давал понять, что долю в “Ингосстрахе” продавать не намерен, а саму компанию в интервью “Ведомостям” охарактеризовал емко, назвав ее “лучшей”. Один из собеседников “Ведомостей” предположил, что магнат поспешит избавиться от нежданных партнеров. Дерипаска – виртуоз корпоративных войн, как минимум контроль над Саянским и Красноярским заводами получил после проведения допэмиссий акций, которые размыли доли TWG и Анатолия Быкова.

Впрочем, новый партнер Дерипаски – стреляный воробей. PPF принадлежит чешскому бизнесмену Петру Келлнеру, чье состояние Forbes оценил в $6 млрд. По информации журнала SmartMoney, российский бизнес Келлнера в 1993 г. начался с учреждения чекового инвестиционного фонда “Петр Великий”, который, по оценке издания, заработал на скупке российских предприятий $30–50 млн. PPF давно ищет объект для поглощения в России, вела переговоры о покупке компании “Наста”, доставшейся в итоге швейцарской Zurich Financial Services.