Нефть – двигатель торговли


Места в списке Fortune распределяются, исходя из годового оборота, а не чистой прибыли. Оборот Wal-Mart за 2006 г. составил $351,1 млрд, а ExxonMobil – $347,2 млрд. Прибыль ExxonMobil по итогам года – $39,5 млрд, а Wal-Mart – всего $11,2 млрд. По результатам 2005 г. Wal-Mart занимала вторую позицию, до этого ритейловый гигант держался на вершине списка пять лет подряд.

Третье место заняла компания, у которой прибыли в 2006 г. не было вовсе, – General Motors (оборот – $207,3 млрд, убыток – $1,9 млрд).

2006 год стал рекордным для всех членов “списка 500”, вместе они заработали $785 млрд. Это на 30% больше, чем в 2005 г., и абсолютный рекорд по прибыли с 1954 г. – момента появления первого списка. Больше всех в списке – на 208 мест – поднялась авиакомпания US Airways, занявшая 216-е место; на 112 мест – до 241-го поднялся поисковик Google. Сильнее всех упала Avis Budget Group – на 291 место до 405-го.

Первому месту Wal-Mart обязана именно высоким ценам на нефть, полагает нефтегазовый аналитик МДМ-банка Надежда Казакова. Считалось, что высокие цены на нефть и топливо приведут к подорожанию товаров и это снизит продажи, рассказывает она. “Увидев такой тренд, Wal-Mart и другие ритейлеры резко снизили издержки и цены, стали закупать дешевые вещи в Азии и спровоцировали этим потребительский бум”, – объясняет Казакова. Она уверена, что это-то и стало причиной успеха Wal-Mart.

Аналитик “Тройки Диалог” Виктория Гранкина говорит, что Wal-Mart отличается от всех остальных ритейлеров не только очень агрессивной ценовой политикой, но и экспансией на развивающиеся рынки, туда, где растет потребительский спрос. Например, Wal-Mart пришла в Индию, ожидается, что вскоре она появится и в России.

Наибольшую часть прироста выручки в последние годы торговым сетям обеспечивают именно страны еще недавно “третьего мира”, добавляет начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов.

Показателем всей индустрии Wal-Mart считать никак нельзя. Следующий за ним ритейлер – сеть Target – занимает лишь 33-е место с оборотом $59,4 млрд и чистой прибылью $2,7 млрд.

В списке самых прибыльных отраслей экономики ритейлеры тоже находятся далеко не на первых строчках: у добывающих отраслей чистая прибыль в среднем равна 26% оборота, а у ритейлеров – 3,3%.

Если в США тягаться силами с нефтяниками может хотя бы один ритейлер, то российской рознице это соревнование в обозримом будущем даже не светит. Чистая прибыль “Лукойла” ($6,4 млрд) в 2005 г. в 1,8 раз больше оборота сетей “Пятерочки” и “Перекрестка” (управляются группой X5), которые наторговали в 2006 г. на $3,49 млрд (без НДС). А если, как Fortune, сравнивать обороты, то нефтяная компания окажется в 18 раз крупнее ритейлеров.

В целом эксперты к списку Fortune относятся скептически. Ранжирование компаний по выручке не показательно – оно демонстрирует лишь величину денежных потоков, которые проходят через компанию, говорит Тремасов, более правильные показатели для сравнения компаний – их прибыль и капитализация.

Сравнение по выручке показывает, насколько компании важны макроэкономически для “мирового потребителя”, полагает руководитель отдела исследований ING Bank (Eurasia) Юлия Цепляева, а для инвесторов важнее финансовое состояние компаний, которое характеризуют прибыль и капитализация.

Примерно десятилетие перед Первой мировой войной крупнейшей по выручке компанией мира была United States Steel Corp., напоминает Григорий Гловели, доцент Высшей школы экономики, а между мировыми войнами списки крупнейших возглавляли немецкий стальной трест “Ферейнигте Штальверке” и химический трест “Фарбениндустри”.