СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Дорогу кардиналу


Вы будете смеяться, но в сборниках типовых должностных инструкций нет должности финансового директора. Возьмите самый полный сборник, откройте оглавление, и там прочтете по порядку: зам по коммерческим вопросам, по персоналу, по капстроительству. Далее – менеджеры, администраторы, секретари, бухгалтерские должности вплоть до кассира и учетчика, и только потом – начальник финансового отдела! Я как-то немало удивил этим примером аудиторию одной банковской конференции. В перерыве они с горечью жаловались на низкую финансовую культуру своих клиентов, на “бухгалтерский” уровень мышления.

В самом деле, как можно определить функцию финансового директора? Я понимаю ее так: он должен обеспечивать рост капитализации компании. Кто-то возразит, дескать, в отношении публичных компаний это легко определить по рынку ценных бумаг, по IPO. А если у вас ЗАО или 20–30 “ОООшек”, из которых по известным причинам состоит большинство наших бизнесов? И разве от одного финдиректора зависит капитализация? Нет, конечно. Именно поэтому он должен находиться на уровне заместителя генерального директора (а правильнее – первого зама), чтобы иметь возможность влиять на экономику всех подразделений. И прививать финансовую культуру руководящему корпусу. Особенно это касается производственников. Вот характерный диалог на совещании в заводоуправлении. Начальник цеха: “Мы повысили производительность труда на таком-то участке”. Финдир: “А как вы ее считаете?” Начцеха: “Как учили в институте – в единицах деталей за единицу времени”. Тут финансист выдерживает паузу и произносит: “Вы производите не столько детали, сколько новую стоимость. Ее и надо считать”. Кто, как не он, научит всех видеть работу в зеркале рентабельности, через вклад каждого подразделения в валовую или чистую прибыль предприятия?

В функции финансового директора входит, по-моему, и создание конкурентных преимуществ фирмы в ее репутации. Имеется в виду репутация полной ликвидности, платежеспособности. Творческие финансисты способны создавать замечательную репутацию оригинальными решениями на рынке ценных бумаг. У всех на виду ситуация в строительстве. После скандалов с дольщиками, чьи деньги в структуре финансирования строек составляли нередко основную часть, Госдума резко сократила возможности строителей использовать этот ресурс. Казалось бы – кризис! Не на что возводить дома. Но нашли решение – облигации, т. е. долговые ценные бумаги строительных компаний. Пусть поначалу они не были окупаемы и стоили немалых хлопот. Зато имена пионеров подобных методов сейчас всеми уважаемы, у них учатся.

Все чаще слышишь разговоры о финансовой политике. Только что понимать под финансовой политикой? По-моему, это приоритеты в создании средств и в затратах по стадиям развития бизнеса. Раз это политика, она должна ориентироваться на определенные управленческие ценности, которые будут доминировать в будущем. Эти ценности задаются стратегией. Значит, в ее разработке финансист должен участвовать на равных с владельцами. А еще оценка эффективности разных бизнес-единиц, рост рентабельности, порядок взаимодействия, полная платежеспособность и кассовое исполнение выплат – это же все дежурные задачи при любой политике. И отдельная проблема – согласование политики финансовой с политиками кадровой, маркетинговой, производственной, технической, имущественной и проч.

Таковы функции главного финансиста. А его роль в компании? Один сильный и грозный предприниматель (я сам видел) с уважением поворачивался к финдиректору, когда тот почти по-родительски внушал ему нечто вполголоса. Так что – комиссар, кардинал, но уж никак не начфинотдела.