Звездные отходы


Выставки в Галерее на Солянке ретроспективные. Первая – “Портреты звезд” Вальтера Карона – напрямую соответствует нынешней теме фестиваля: Celebrities. Карон снимал в 50-е гг. для Paris Match, когда Бриджит Бордо, Катрин Денев и Одри Хепберн были молоды, охотно позировали фотографам, а их свадьбы не были, как теперь, коммерческими мероприятиями. Так что фотограф мог заснять, например, трогательно взволнованную Грейс Келли перед венчанием с монакским принцем Ренье. Фотографии Карона очень приятны, но портретов знаменитостей на десятках выставках фестиваля так много, что зрителям примелькались даже самые замечательные лица.

Выставка “Лиля Брик. Femme fatale” собрала более сотни фотографий музы Владимира Маяковского. Рассматривать их с целью понять тайну этой поистине роковой женщины бесполезно. Ее фантастическая притягательность для мужчин не во внешности. Но поразительно, как мало она менялась. Юная Лиля Каган на семейных фотографиях так же жадно смотрит в камеру своими глазами-блюдцами, как и молодая Лиля Брик на классических фотографиях Александра Родченко. И никакие морщины не мешают властному победному взгляду на фотографиях поздних советских времен, когда великие возлюбленные Лили давно лежали в могилах, а она продолжала жадно жить и царствовать.

Выставки в фонде “Екатерина” скорее культурологические, чем фотографические. Здесь, правда, француженка Сара Мун показала свою очередную визуально изысканную антисказку (в видео- и фотоформате), похожую на те, что она из года в год привозит на московские фотофестивали. Но две другие выставки, в фотографическом отношении малоинтересные, берут остроумной темой.

Марсиаль Шеррье показал коллекцию бабочек, тела которых заменили фотографии бодибилдеров. Это не просто шутка: оказывается, чем больше мышечной массы набирают атлеты, тем нежнее и невесомее кажется им собственное тело. Есть в коллекции и боди-бабочки, крылья которых вырезаны из аннотаций препаратов, стимулирующих рост роскошной мускулатуры. Показная мужественность вместе с повсеместным помешательством на совершенстве собственного тела в проекте Шеррье осмеяна с большим изяществом.

Не менее тонко издеваются Паскаль Ростэн и Бруно Мурон над современной поп-культурой с ее культом звезд. В проекте Trash они демонстрируют серию черных лакированных досок с фотографиями содержимого помойных баков известных людей. Фотографы охотились за мусором звезд, как настоящие папарацци, в течение полутора десятилетий. И они сумели так хитро показать звездные отходы на глянцевых фотографиях, похожих на натюрморты из музея современного искусства, что зрители с интересом рассматривают конверты писем, отправленных Джеку Николсону, счет, выписанный жене Шварценеггера, лифчик, выкинутый четой Рейган, пустые бутылки и прочую ерунду.

Ответ на вопрос, почему фотографы занялись таким буквально грязным делом, очевиден: оно имеет большой зрительский успех. Так что выставка Trash – отличное завершение фестиваля с темой Celebrities.