Анонимы обеспечивают рекорды


В том, что нынешние русские торги Sotheby’s будут удачными, трудно было усомниться. Цены на русское искусство стабильно растут, произведения для этих торгов собирались по частным американским коллекциям и музеям, так что провенанс у всех был превосходный. К тому же топ-лоты аукциона привозились в Москву, показывали на выставке в Третьяковской галерее, что вызвало большой медийный резонанс (“Ведомости” писали о выставке 2 апреля). Картина Нестерова “Видение святому отроку Сергию” – поздняя авторская версия одного из самых известных произведений русской живописи “Видение отроку Варфоломею” – привлекала внимание качеством и безупречным происхождением. Неудивительно, что она, как и большинство произведений, показанных в Москве, нашла в Нью-Йорке своего покупателя.

“Маленькие цветочницы” мастеровитого салонного художника Алексея Харламова были проданы вчетверо дороже стартовой цены – за $3,176 млн. Не привезенная в Москву из-за внушительных размеров (2,2 м на 3,6 м) монументальная пастораль Константина Маковского “Счастливая Аркадия” ушла за $3,4 млн, втрое дороже, чем предполагалось. Эффектный “Монгольский цам (религиозная церемония)” Николая Рериха был куплен за $1,16 млн. Дешевле, чем предполагалось, – $1,8 млн заплатил новый владелец за пейзаж Ивана Айвазовского “Константинополь на рассвете”.

Иллюстрации Бориса Григорьева к “Братьям Карамазовым” Достоевского, показанные на выставке в Москве, были куплены за $1,49 млн (при эстимейте $250 000–350 000). А выдающуюся гротесковую картину “Ревизор” того же художника в Третьяковку не привезли – возможно, поэтому и продали ее за $992 000, ниже предполагаемой цены. Пейзаж Нико Пиросмани “Арсенальная гора ночью” и картина Натальи Гончаровой “Дама с зонтиком” ушли соответственно за $1,8 млн и $1,7 млн. Все это рекордные аукционные цены на работы данных художников.

Произведения русского прикладного искусства принесли Sotheby’s $12,7 млн. Лидером здесь стала золотая бонбоньерка в виде крохотного (меньше 6 см) стульчика, изготовленная в мастерской Фаберже 100 лет назад. Эта ювелирная миниатюра была куплена за $2,8 млн. А вот полуметровый серебряный ковш, украшенный скульптурной группой воинов, тоже от Фаберже, стоил в семь раз дешевле.

Рекорды на нынешних торгах Sotheby’s были поставлены благодаря анонимным покупателям, очевидно, что русским. Но это не значит, что шедевры потеряны для зрителя, вероятно, их будут показывать на выставках, что только укрепит их цену.

Сразу за торгами Sotheby’s в Нью-Йорке следуют русские торги Christie’s. Здесь всех интриговало, кто же и за сколько купит картину Василия Верещагина “Стена Соломона”, которую показывали в Третьяковке месяц назад. Монументальное полотно, предварительно оцененное в $3–5 млн, органично смотрелось в верещагинском зале галереи – там, честно говоря, ей и место. “Стена” была продана вчера за $3,6 млн по телефону русскому покупателю. Пока анонимному.