Гигантомания


Тоннель под Беринговым проливом французский инженер Лойк де Лобель предложил построить российскому правительству еще в 1905 г. Тогда дело не задалось, теперь же экономическим обоснованием проекта занялся Совет по изучению производительных сил (СОПС) при Минэкономразвития и Российской академии наук. Участники организованной им конференции – чиновники Минэкономразвития, Минтранса, представители РЖД и “ГидроОГК” – могут предложить правительствам подписать межгосударственное соглашение об изучении и реализации проекта.

Трансконтинентальная магистраль Евразия – Америка длиной 6000 км на российской территории будет состоять из трех железнодорожных веток – от Беркакита в Якутии до Якутска, дальше до Магадана и до Уэлена на Чукотке. Материки соединит железнодорожный тоннель в 100–110 км, строительство его займет 15–20 лет. Срок окупаемости, по оценке СОПС, составит 30 лет с момента выхода на проектный грузопоток в 70 млн т в год. Это уровень, сопоставимый с грузооборотом Панамского и Суэцкого каналов. Общий объем инвестиций оценивается в $65 млрд.

Дорога откроет доступ к гидроэнергоресурсам Дальнего Востока и северо-запада США, что позволит построить ЛЭПы и кабельный переход через пролив, объединив энергосистемы двух стран. По этому коридору будет провозиться 3% мировых грузов. Ежегодный прирост мирового ВВП составит 0,3%, а товарооборота – $300–350 млрд, рассчитывает зампред СОПС Виктор Разбегин.

Пока непонятно, в какой пропорции правительства разных стран могут вложиться в этот проект. Неизвестно, какую его часть профинансирует государство. Тоннель может быть сдан в концессию, считает замруководителя РосОЭЗ Максим Быстров. Пока чиновники размышляют, кто профинансирует подготовку проекта и сметы, говорит Быстров. Минтранс поддерживает идею, но детально проект пока не изучал, говорит представитель министерства Тимур Хикматов.

Строить такой коридор в ближайшее время в полном виде никто не будет, уверен директор Института региональной политики Булат Столяров. Нынешние инвестпроекты, реализуемые при поддержке государства, предполагают, что инфраструктура строится вокруг 10–15 промышленных объектов. В данном случае нет достаточного количества бизнес-интересов на краткосрочную перспективу, рассуждает Столяров. Гендиректор UPS RUS Иван Шацких сообщение о том, что через Берингов пролив будет провозиться столько же грузов, сколько через Суэцкий канал, воспринял как первоапрельскую шутку.