Москвичам воли не дадут


Новая версия закона о городском и местных референдумах, принятая вчера Мосгордумой во втором чтении, продолжает традицию недавно обновленного закона о митингах и затрудняет их проведение, говорит депутат из фракции демократов Сергей Митрохин. Московская версия еще жестче, чем федеральная. По словам Митрохина, для федерального референдума в инициативной группе в регионе должно быть минимум 100 человек, а в Москве – 300 человек (для местного референдума от 50 до 100 человек). Для федерального референдума подписи собираются 45 дней, для общемосковского – 30, а для местного – всего 20.

Эти нормы не ужесточены в сравнении с прежней редакцией закона 2004 г., возражает председатель комиссии по госстроительству Татьяна Портнова (“Единая Россия”). Мнение оппозиции о слишком коротких сроках и большой численности инициативных групп Портнова называет несостоятельным – ведь в Москве сосредоточено наибольшее количество партийных и общественных активистов, и, если они не способны выполнить нормы закона, это свидетельствует об их организационной немощи. Она признает, что с общероссийского референдума о новой Конституции в 1993 г. референдумы в Москве не проводились и практика применения этого закона отсутствует.

В Москве просто невозможно провести референдум, говорит исполнительный секретарь комитета защиты москвичей Алексей Навальный, который сам в 2003 г. пытался организовать местный референдум об отношении к нефтеперерабатывающему заводу в Капотне. Он не знает ни одного случая в Москве, когда инициативники дошли хотя бы до стадии сбора подписей – в московском избиркоме его тему назвали не разрешенной законом. Если же эту стадию кто-то пройдет, то любых инициативников можно легко остановить на стадии проверки подписей, придравшись к чему угодно. В результате референдум может провести только сама московская власть, говорит Навальный.