Главное – спокойствие


Если инвестор исходя из своих предпочтений выбрал ту или иную стратегию, он должен в долгосрочной перспективе получить ожидаемый результат, считает управляющий директор дирекции портфельных инвестиций Газпромбанка Андрей Зокин. “Человек, который инвестировал в облигации, не будет требовать через три года 200% прироста активов, ведь он готов взять на себя только минимальный риск”, – полагает он.

Люди по-разному относятся к риску: кто-то готов пойти на все ради лишней порции адреналина, кто-то, напротив, предпочитает тихую и размеренную жизнь. То же можно сказать и об инвесторах: кому-то даже банковские депозиты кажутся слишком рисковым вложением, а кто-то готов спекулировать валютой или акциями. Между тем абсолютно всем, кто инвестирует деньги на фондовом рынке, нужно быть готовым к временным потерям. Ведь стоимость акции и другие ценные бумаги могут как расти, так и падать. Вот и сейчас большинство аналитиков говорят о коррекции на рынке акций. И, похоже, она уже началась: подскочив 16 апреля до рекордной отметки в 2008 пунктов, вчера индекс РТС опустился до 1926. Да и май с его знаменитым sell in may and go away уже на носу.

“Коррекция рынка – вполне нормальное явление, – говорит управляющий портфелями паевых фондов УК “Тройка Диалог” Олег Ларичев. – Если рынок долгое время растет, это означает, что рано или поздно последует откат назад, и это надо нормально воспринимать”.

Однако спокойно смотреть, как вложения дешевеют, не просто.

“Кто-то легко может перенести и 30%-ное падение стоимости своего инвестиционного портфеля, а кто-то, напротив, будет рвать и метать при снижении стоимости активов всего на 2%”, – делится наблюдениями директор по клиентским инвестициям УК “Уралсиб” Владимир Мальханов.

Профессионалы фондового рынка здесь не исключение. Аналитик одной из управляющих компаний, инвестирующий личные средства в паи ПИФов, признался “Ведомостям”, что, когда на рынке начинается падение, он ежедневно смотрит на стоимость паев и сокрушается, что вовремя ничего не предпринял. Однако, поскольку в офисе у него дел невпроворот, своевременно проводить экстренные операции с паями все равно не получается. Если и удается перевести деньги из фондов акций в консервативные ПИФы, в половине случаев это происходит, когда цены приблизились к минимуму. За несколько лет инвестиций он пришел к выводу: чем меньше думаешь о вложениях, тем крепче спишь. А если очень сильно каждый раз переживать, лучше вообще не инвестировать.

Но не все профи так трепетно относятся к своим инвестициям. “Обычно я заглядываю в свой личный портфель лишь два раза в год”, – признается ведущий портфельный управляющий UFG Asset Management Светлана Ле Галль.

К риску готов?

Чтобы не иметь проблем со сверхвпечатлительными клиентами, управляющие индивидуальными портфелями вынуждены заранее учитывать их склонность к риску. Мальханов рассказывает, что в “Уралсибе” даже используют специально разработанную компьютерную систему, построенную на нейронных сетях, которая позволяет сформировать портфель для клиента с приемлемым для него уровнем риска. “Пусть инвестор не получит 150% годовых, которые дали вложения в акции второго-третьего эшелонов в прошлом году, но он и не будет переживать из-за кратковременных провалов рынка”, – говорит Мальханов.

Когда речь идет о вложениях на годы, скажем, лет на 10, потенциальная доходность портфеля акций может достигать 400–600%, а временная просадка активов на 30% на этом уровне доходности не очень заметна и не должна вызывать беспокойства инвестора, уверены управляющие. “Посмотрите на трехлетний график рынка – прошлогодней майской 30%-ной коррекции на нем почти не заметно”, – добавляет Ле Галль.

По данным Мальханова, многие западные инвестиционные дома вообще не дают долгосрочных прогнозов фондовых рынков с погрешностью менее 30%.

“Психологические моменты – склонность к панике и необдуманным действиям – лечатся более углубленным изучением сущности инвестиционного процесса”, – напутствует нервных инвесторов управляющий директор УК “Церих” Павел Толмачев.

Смотрим вдаль

Управляющие видят большую проблему для российских частных инвесторов в том, что те чаще всего готовы инвестировать на фондовом рынке слишком короткие деньги и не могут смириться с мыслью, что отдают деньги на годы. Но фондовый рынок, как правило, плохо прогнозируем на коротких периодах, говорит Толмачев.

При выборе объектов для долгосрочного инвестирования люди должны ориентироваться на оценку справедливой стоимости акций компании, которую дают аналитики. “Теоретически курс ценной бумаги должен достичь справедливой стоимости в течение трех лет”, – утверждает Зокин из Газпромбанка. Нельзя точно сказать, когда именно это случится, необходимо просто терпеливо ждать. Если инвестор помнит об этом, у него нет причин нервничать, когда цены акций падают без видимых фундаментальных причин. Такой же позиции придерживается Павел Ващенко, директор департамента операций на рынке акций ГК “Регион”: “Даже если вы неудачно вошли в рынок, лучше пересидеть, пусть на это потребуется несколько месяцев, даже год, ведь рынок растет уже семь лет, и фундаментальный рост должен продолжиться”.

Профессионалы фондового рынка выбирают объекты для личных вложений по этим же принципам. К примеру, Ле Галль из UFG Asset Management включает в свой портфель акции тех эмитентов, чей потенциал к росту еще долгое время не будет исчерпан. “Газпром” и через 10, и 20 лет будет “Газпромом”. Пусть он сегодня стоит $10, а завтра его стоимость упадет до $8, я уверена, что через три года стоимость его акций будет в два раза выше”, – говорит она.

Не играть на последние

Еще один важный принцип инвестирования, который позволит вам сохранять спокойствие, когда ваши активы дешевеют, – не вкладывать на рынке последние деньги. “Ваш инвестиционный портфель должен включать не только акции, но и многие другие инструменты, в том числе недвижимость”, – напутствует Зокин.

Ле Галль считает, что к вложениям надо подходить точно так же, как к формированию семейного бюджета: выделять средства, четко понимая, что вы можете себе это позволить. “Если вам не нужны деньги на жилье, отдых, обучение детей или на другие житейские радости, то вы будете значительно более толерантны к просадкам вашего инвестиционного портфеля”, – добавляет Мальханов.

Помоги себе сам

У многих частных инвесторов со временем выработались собственные приемы, которые позволяют переживать тяжелые для фондового рынка периоды.

Один из них признался, что в периоды падения фондового рынка, по сути, занимается аутотренингом, периодически внушая себе: падения были и раньше, все хорошо кончалось, так что и теперь все будет в порядке.

А менеджер крупной энергетической компании Вадим Пушкарев старается не продавать акции в портфеле даже во время заметных падений рынка. В этом ему помогают наставления Уоррена Баффетта, который советует относиться к правильно выбранному портфелю как к родным детям. “Избавляться от своего ребенка только из-за того, что он заболел гриппом, глупо”, – соглашается с инвестиционным гуру Пушкарев. Помогает частному инвестору и личный опыт. “Коррекцию прошлого года я перетерпел и уже через два месяца вышел в плюс. Если бы продал, то оказался бы в убытке. Надо воспитать в себе спокойствие”, – резюмирует Пушкарев.

А руководитель проекта fundshub.ru Вадим Логинов вообще не обращает внимания на падение цен принадлежащих ему акций и паев, потому что просто четко зафиксировал для себя цену, по которой планирует продать эти бумаги.