Обслужат по-австрийски


Австрийская C.A.T. Oil завершила сделку по покупке оренбургской нефтесервисной компании “Фил-Орам” у ТНК-BP, сообщается на сайте австрийской компании. “Фил-Орам” даст компании “точку опоры в европейской части России и на северо-западе Казахстана”, говорится в пресс-релизе со ссылкой на корпоративного финансового директора C.A.T Oil Леонида Мирзояна.

Представитель C.A.T Oil доктор Лутц Гольш подтвердил информацию о завершении сделки с ТНК-ВР. Стоимость сделки обе компании не раскрывают. Аналитик ИК “Антанта-Капитал” Георгий Иванин оценил ее в $15–18 млн.

“Фил-Орам” продана в рамках реструктуризации нефтесервисов, согласно которой все непрофильные предприятия должны быть выведены из состава компании, отметил вице-президент ТНК-ВР по реструктуризации и отчуждению бизнес-направления “нефтесервисы” Михаил Давыдов. По данным регионального управления по связям с общественностью филиала “ТНК-ВР Оренбург”, в Оренбурге у ТНК-ВР из 15 сервисных предприятий осталось пять. C.A.T Oil не первая иностранная компания, купившая сервисный актив у ТНК-ВР в Оренбурге. В 2006 г. американская Baker Hughes приобрела у ТНК-ВР “Оренбургнефтегеофизику”, а китайская Cosl – Специализированное тампонажное управление.

Cделка выгодна обеим компаниям, отмечает руководитель нефтегазовой и энергетической практики в России и СНГ компании А. Т. Kearney Михаил Бельзер. Рынок геологоразведочных работ очень перспективен, поскольку нефтяные компании увеличивают бюджеты на разведку и добычу. Сервисные услуги им дешевле покупать на стороне – экономия может составить 15–20%, говорит эксперт.

Приобретение “Фил-Орам” должно добавить около 4% к выручке C.A.T. Oil, добавляет аналитик “Уралсиба” Алексей Кормщиков. Кроме этого, покупка позволит C.A.T. Oil диверсифицировать рынок услуг в европейской части России и на северо-западе Казахстана.

По данным аналитического агентства RPI, объем нефтесервисного рынка России в 2005 г. – $8,3 млрд; по подсчетам Douglas-Westwood, в 2006 г. он вырос до $11,4 млрд, а к 2011 г. увеличится до $22 млрд. Основную долю нефтесервисного рынка занимают дочерние общества крупных нефтяных компаний, на них приходится 59% рынка, еще 15% контролируют западные компании, в первую очередь Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes; независимые российские компании средней величины занимают 13% рынка, еще 13% приходится на мелкие. C.A.T. Oil сейчас занимает не более 3–4% на российском рынке, ее доля с приобретением “Фил-Орама” увеличится на десятые доли процента.