ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


Турагентство для министров

На статью “Греф прошелся по Тверской” (№ 69 от 18.04.2007, стр. А3)

Думаю открыть турагентство для чиновников высшего звена. Предлагаемые маршруты: в приемный день в собес района Бирюлево – для Зурабова; Царицынский радиорынок – Грефу; матч “Спартак” – “Зенит” с последующим посещением ОВД района Хамовники – Нургалиеву; попытка выехать из Бескудникова с эстафетой до автобуса ранним утром – Лужкову; мебельное ПТУ в районе Нагатина – [бывшему министру образования] Филиппову; любой тариф за свой счет – Рейману; кафе “Антей-23” все в том же Царицыне – Онищенко; матч “Луч-Энергия” – ЦСКА – Мутко; проходящий через Москву поезд Мурманск – Сочи – Якунину; рейс Москва – Анапа на “комфортабельном” Ту-134 – Окулову. Море новых открытий и эмоций гарантируется.

Алексей Власов, Москва

Ожиревшие боксеры

На статью “Укрупнение как ответ” (№ 69 от 18.04.2007, стр. А4)

Сейчас государство пытается сделать и делает самый простой и очевидный шаг – создать сопоставимые по весовым категориям бизнес-структуры. Вполне допускаю, что спустя некоторое время объединенные отечественные компании будут по размеру активов занимать заметные позиции в мире. Но дальше начинается работа за качество и эффективность бизнеса, а здесь поделки отечественного госкапитализма не ожидает ничего, кроме трескучего провала.

Если бы все было так просто, то чемпионами мира по боксу должны быть нынешние пациенты клиник для страдающих ожирением, но почему-то это не так.

Владимир Лосев, Москва

Марш несогласных в Лондоне

На статью “Бельгийский синдром” (№ 68 от 17.04.2007, стр. А4)

Полицейские везде разные – где-то более, где-то менее отвязные. Мне лично импонирует английская полиция. На марше мусульман в Лондоне по поводу карикатур Мохаммеда были выставлены абсолютно провокационные лозунги типа “рубить головы ругающим ислам”. Полиция имела полное право применить силу, но ничего не сделала. Официальное объяснение – в суматохе могли сделать кому-то больно. Марш кончился без драк, и полиция спокойно по результатам видеозаписей предъявила криминальное обвинение некоторым из участников. Если “марш несогласных” в чем-то нарушил закон, почему московская милиция не могла что-то подобное сделать?

Дмитрий Шишкин, Лондон

Siloviki и melioratory

На статью “Не донес? Сядешь” (№ 68 от 17.04.2007, стр. А2)

Государство не есть монолит, и общество не есть монолит. Группы людей, входящие в государство, преследуют зачастую не общественные и не государственные, а корпоративные и даже клановые интересы. В данном случае корпорация siloviki хочет получить односторонние преимущества за счет лиц вне корпорации. Естественно, задача маскируется государственным интересом. Когда-то группа лиц melioratory испоганила массу земель за госсчет, набрала на этом силу и занялась проектами помасштабнее – перегораживанием моря и поворотом рек. Деятельность велась государственными органами – министерствами, институтами, но реальные цели лежали не в плоскости государственного интереса, а в плоскости интереса группы высокопоставленных чиновников и их подчиненных.

Сергей Салтыков, директор по управлению активами, Москва

Эволюция ведра с гайками

На статью “Great Wall много не попросит” (№ 68 от 17.04.2007, стр. Б2)

Очень хорошо помню, как в 70-х гг. японские машины были объектом американского юмора – правда, уже к началу 80-х шутники как-то поостыли. Потом корейские машины считались консервными банками. А в этом году Hyundai объявил об изменении позиционирования на рынке – он будет целенаправленно переходить в upper middle класс – это стратегическое решение, понимаете, и главное – они его выполнят! Посмотрите на новую Elantra – эта машина класса не хуже Opel, как минимум, а то и поближе к VW.

Так что повышение престижности корейских машин – дело неизбежное. Их место будут занимать китайцы, а позже индусы. Процесс этот небыстрый, но хочу вам напомнить, что лет 40 назад “Ауди” вовсе не была престижной машиной.

Элла Русланова, Прага

Жизнь или честь

На статью “Иранский гамбит” (№ 65 от 12.04.2007, стр. А4)

В американской и британской армии, насколько я знаю, регламентируется поведение военнослужащих, попавших в плен. Приоритетом является не “честь державы”, а жизнь и свобода военнослужащего, для чего являются легитимными все средства, не нарушающие присягу. То есть выступать по телевидению с теми заявлениями, которых от тебя требуют, – можно, выдавать сведения, которые могут поставить под угрозу безопасность твоей страны, – нельзя.

Сергей Костылев, Москва

Ценность жизни

На статью “Иранский гамбит” (№ 65 от 12.04.2007, стр. А4)

Насколько я поняла, моряки действовали по инструкции, а не из-за трусости. И вроде никаких стратегических секретов не продали, да и не знали, похоже.

Здесь проблема в оценке ценности человеческой жизни и воинской чести. На Западе жизнь даже солдата ценится дорого, ее потерю не восполнишь. А честь – дело наживное и субъективное. Обмануть хитростью врага и остаться живым – это тоже дело воинской чести.

У нас солдат – дешевое пушечное мясо. Вопрос: а какая честь у мяса может быть?

Обостренное чувство чести и ценимость ее выше жизни были свойственны архаическим замкнутым обществам, причем в основном их элитам – вроде рыцарей. В городской демократической, открытой, неклановой культуре такие понятия если и не уходят, то сильно меняются, так как они работают гораздо слабее. Об этом давным-давно были социологические исследования.

Инна Грицевич, Москва