Плохие новости для “Камаза”


Как и обещал в августе гендиректор Volvo Trucks Лэф Йоханссон, Volvo первой заявила об организации масштабного производства грузовиков в России. Правда, тогда он говорил, что его компания будет развиваться за счет покупки существующих автозаводов. Но вчера Volvo сообщила, что планирует вложить 100 млн евро в строительство завода по сборке грузовиков в Калуге. Он начнет производство в 2009 г. и будет собирать 10 000 грузовых автомобилей Volvo и 5000 – Renault.

В России Volvo пока будет собирать грузовики из импортных комплектующих, со сваркой, но без окраски. Представитель Volvo Trucks в России Наталья Алешина говорит, что компания ведет переговоры с российским правительством о том, чтобы постановление о промсборке было ориентировано и на производителей грузовых автомобилей – сейчас льготы на ввоз компонентов получают только те, кто может выпускать как минимум 25 000 автомобилей в год.

Небольшое сборочное производство у Volvo Trucks в России уже есть – с 2003 г. в Зеленограде работает завод проектной мощностью 500 автомобилей в год. Продажи новых Volvo увеличились с 500 в 2003 г. до 2500 в прошлом году, а Renault Trucks с 2004 г. выросли до 600 грузовиков.

“Volvo – серьезный соперник “Камаза”, особенно в классе седельных тягачей”, – признает представитель “Камаза” Владимир Самойлов. По его словам, грузовики Volvo дороже, но сейчас и “Камазы” за счет использования импортных комплектующих по некоторым позициям приближаются по цене к импортным автомобилям. С ним согласен исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин.

Основные конкуренты Volvo и Renault, по словам Коровкина, – Mercedes, Iveco, Man. За счет сборки в России Volvo и Renault могут выиграть у конкурентов по цене – ведь это удешевляет автомобиль примерно на 15%, говорит аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак. Коровкин сомневается, что без промсборки снижение себестоимости будет существенным. А если Volvo пролоббирует в правительстве возможность снижения минимальных объемов производства в рамках соглашения, то ее конкуренты, в том числе и китайские производители, не замедлят прийти сюда с собственными проектами.

По данным Deutsche UFG, в 2006 г. в России было продано 83 000 тяжелых грузовиков, из них около половины импортные: 30 000 из дальнего зарубежья и 12 000 из стран СНГ (МАЗ и КрАЗ). По словам аналитика компании Елены Сахновой, около 80% импорта – подержанные автомобили. Она говорит, что Volvo может рассчитывать на рынок магистральных седельных тягачей.