ВОПРОС ДНЯ: Как оценивать успехи налоговиков?


Самый главный критерий – соблюдение законодательства о налогах и сборах, как прописано в 32-й статье Налогового кодекса. Кстати, в этом основном для налоговиков документе нет ни слова о том, что их задача – собирать налоги. Показателем соблюдения законодательства может стать количество выигранных и проигранных судов, хотя при нашей судебной системе это не такая уж объективная цифра. Можно взять за основу количество поданных против налоговиков исков. Это самый независимый от административного ресурса критерий. Тут на роток не накинешь платок. А вот самый простой, очевидный и плохой критерий – сколько денег собрано в бюджет.

Александр Бутурлин, директор юридического агентства “Ирсан”, исполнительный директор Российской ассоциации налогового права

Главный критерий работы налоговиков – непредвзятость. Чтобы налоговый инспектор вел себя не как судья, который обязательно должен найти нарушение на предприятии, а видел компанию, которая дает работу коллективу и перечисляет в бюджет налоги. Другим важным аспектом является неизменность решений, потому что зачастую издаваемый законодательный акт обрастает постановлениями, которые обычно трактуют “двусмысленные” пункты в пользу налоговиков. Кроме того, налоговые органы должны быть не ангажированы с местными властями, которые иногда используют налоговиков как инструмент для воздействия на определенных бизнесменов.

Алексей Костюнин, гендиректор Дзержинского мясокомбината, Нижний Новгород

Единообразие и системность при проведении налоговых проверок. Сейчас, увы, фискальные органы подвержены субъективизму, в равных ситуациях подходят по-разному. Последовательность и пунктуальность. Требования должны быть точными, обоснованными, должны соблюдаться все нормативные документы. Автоматизация. В налоговых органах должна быть единая автоматизированная база данных налогоплательщиков, чтобы не было необходимости по сотне раз предъявлять одни и те же документы, отправляя каждый день по фургону бумаг в налоговую.

Андрей Гирев, гендиректор СМАРТСа, Самара

Плодотворному сотрудничеству налоговой службы и бизнеса сейчас мешает то, что основное внимание УФНС сосредоточено на поиске нарушителей законодательства, а не на поощрении добросовестных налогоплательщиков. Сейчас эффективность работы налоговиков оценивается по доначисленным платежам, а не по сумме обязательных платежей, внесенных бизнесменами, которые заинтересованы в повышении прозрачности своих компаний.

Павел Скурихин, председатель совета директоров САХО

Главным критерием оценки налоговиков является прежде всего доступность для диалога и соблюдение равенства сторон в переговорах. Налоговые службы должны соблюдать презумпцию невиновности, представители бизнеса часто жалуются, что им приходится выступать в роли просителя или заранее виновного человека. Главным критерием, конечно, является профессионализм, что одинаково важно для государства и бизнеса. Но государство должно понимать, что при низкой зарплате сотрудников налоговых служб говорить о профессионализме не приходится. Третьим критерием я считаю порядочность налоговиков, хотя ее можно поставить и на первое место.

Сергей Осутин, гендиректор юридической фирмы “ОСВ”, Санкт-Петербург