ДОХОДНОЕ МЕСТО: Нижегородцы любят работать и торговать


Активность девелоперов приводит к снижению доходности торгового и офисного сегментов. Сектор складской недвижимости пока не развит – риски здесь, на взгляд инвесторов, слишком высоки. В зачаточном состоянии находится и гостиничная инфраструктура. В городе пока нет отелей категории “5 звезд”, действуют только две гостиницы “4 звезды” и совершенно недостаточно 2–3-звездочных мест размещения.

Много магазинов

По разным оценкам, торговая недвижимость города занимает сейчас от 650 000 до 750 000 кв. м. В Нижнем действует около 3000 магазинов, 20 из них – это крупные торговые центры. В 2006 г. было введено в эксплуатацию шесть ТЦ общей площадью свыше 200 000 кв. м. В их числе ТРЦ “Золотая миля” (общая площадь – 24 000 кв. м, девелопер – ГК “Электроника”), ТРЦ “Муравей” (26 000 кв. м, девелопер – ПГ “Земляне”), “Перекресток” на ул. Плотникова (11 800 кв. м) и “Парк Авеню” (10 500 кв. м, девелопер – “Городской проект”). В пригороде Нижнего Новгорода в октябре 2006 г. заработал ТРЦ “Мега” (общая площадь – 113 000 кв. м, девелопер – IKEA).

По словам Алексея Чемоданова, руководителя информационно-аналитической службы группы компаний “Триумф”, индекс доходности – отношение годовой арендной ставки к цене продажи – остается по-прежнему наиболее высоким у торговой и офисной недвижимости. Хотя за 2006 г. он сократился – с 32% до 25% и с 22% до 17% соответственно. Чемоданов объясняет снижение доходности тем, что инвестиции в каждый из этих сегментов становятся все менее рискованными. “Рынок торговой недвижимости становится все конкурентнее”, – подтверждает мысль коллеги Татьяна Романчева, директор Нижегородского центра научной экспертизы (НЦНЭ). По оценке регионального правительства, в 2006 г. оборот розничной торговли в Нижегородской области увеличился на 10,9% и составил 169,8 млрд руб. В январе текущего года он вырос уже на 18,7% до 14,9 млрд руб.

Олег Сорокин, генеральный директор ГК “Столица Нижний”, говорит, что дефицит торговых площадей еще не исчерпан. По его подсчетам, он составляет от 200 000 до 300 000 кв. м. Однако в будущее Сорокин смотрит без оптимизма. “Ежегодный доход нижегородцев растет на 15%, а ввод торговых площадей – почти на 40%. Примерно через три года наступит кризис: ТЦ будет больше, чем торговых операторов, и ставки аренды резко упадут”, – считает девелопер.

Свои пессимистичные прогнозы Сорокин подкрепляет следующими аргументами: под строительство новых ТЦ выделено столько участков, что на них можно возвести гораздо больше объектов, чем необходимо Нижнему Новгороду. И эти участки сейчас активно осваиваются. На 2007–2008 гг. запланировано строительство многочисленных торговых объектов. Наиболее крупные из них – ТЦ “Мосмарт” (общая площадь – 30 000 кв. м, девелопер – “Гиперцентр-Девелопмент”), гипермаркет “O’Кей” (10 000–12 000 кв. м, девелопер – “Доринда”) торгово-офисный центр “Лобачевский Plaza” (общая площадь – 40 000 кв. м, торговая – 15 625 кв. м), ТРК “Калинка-малинка” (общая площадь – около 150 000 кв. м, девелопер – ADM Group). ГК “Столица Нижний” возведет вторую и третью очереди ТРЦ на ул. Родионова, в результате чего его общая площадь достигнет 150 000 кв. м, а компания “Стриот” обещает ввести в эксплуатацию ТРЦ общей площадью 20 000–25 000 кв. м на ул. Бекетова.

Андрей Чернов, директор ТЦ “Аврора”, говорит, что уже сейчас практически все торговые площади в городе заполнены и наблюдается миграция арендаторов. “В новых ТЦ представлены более известные бренды федерального значения, в небольших магазинах больше местных торговцев”, – делится Чернов. Доля вакантных площадей в торговых центрах Нижнего Новгорода не превышает 2–3%. В некоторых ТЦ девелоперы распределяют площади на конкурсной основе. Такие конкурсы проводят, к примеру, ПГ “Земляне” и ГК “Электроника”. Свободными остаются в основном площади, сдаваемые в аренду по завышенной цене.

По прогнозу Чернова, снижения арендных ставок в результате перенасыщения рынка торговыми площадями не избежать. Чернов считает, что это приведет к перепрофилированию многих ТЦ: кто-то начнет сдавать помещения под офисы, кто-то выберет узкую специализацию в торговле, другие переместятся на окраины. Романчева говорит, что сейчас в Нижнем Новгороде представлены практически все крупные российские продовольственные бренды, существующие ТЦ активно развивают развлекательную составляющую и расширяют возможности для арендаторов, открывая в ТЦ предприятия общепита, предоставляя централизованную систему охраны и другой комплекс услуг.

Для нижегородского рынка торговой недвижимости характерен географический дисбаланс предприятий торговли. В центральных районах, как правило, есть супер- и гипермаркеты, большие универмаги, а в заречной части города по-прежнему сохраняются микрорайоны, где торговля совершенно не развита. Роман Трушин, ведущий специалист Центра коммерческой недвижимости (ЦКН), объясняет это исторически сложившейся ситуацией: в верхней части Нижнего Новгорода расположены престижные районы, население побогаче, покупательская способность выше, чем на окраинах.

Мало форматов

Пока что торговля в Нижнем Новгороде представлена в основном магазинами старого советского типа либо новыми современными торговыми центрами. Эксперты говорят о необходимости развития других форматов.

Сейчас, например, в городе развиваются сетевые специализированные магазины по торговле строительными материалами. Еще несколько лет назад подобные товары продавали в небольших плохо приспособленных для этого помещениях. В 2006 г. были открыты два специализированных гипермаркета OBI – в ТРЦ “Мега” и в ТРЦ на ул. Родионова.

Чуть раньше в городе стали появляться сетевые продуктовые магазины столичных и международных компаний: “Рамстор” (девелопер – Ramenka), Metro Cash & Carry (Metro AG), “Карусель” (ГК “Пятерочка”, Санкт-Петербург), “Ашан” в ТРЦ “Мега”, а также сетевые магазины детских товаров “Banana-Мама” (“Банана-Мама”, Москва).

Юрий Кузьмичев, директор компании “Бизнес для бизнеса”, считает перспективным создание магазинов шаговой доступности. Еще один интересный, по его мнению, вариант для ритейлеров и для девелоперов – открытие рядом с крупными торговыми центрами автосалонов, в которых будет представлен большой выбор машин российского и иностранного производства. Пока в Нижнем Новгороде этот сегмент рынка заполнен в основном автомобилями Горьковского автозавода, который активно развивает сеть продаж.

Прогнозы с оговоркой

По оценке ГК “Триумф”, на начало марта 2007 г. среднемесячные ставки аренды торговых площадей составляли $29 за 1 кв. м, увеличившись за 2006 г. примерно на 17,5%. Чернов говорит, что за 2006 г. аренда подорожала от 10% до 25%. По его данным, актуальные арендные ставки в верхней части города составляют от $100 до $150 за 1 кв. м в месяц. В заречной части 1 кв. м площади под магазины обойдется арендаторам от $30 до $60, хотя в отдельных случаях небольшие помещения могут сдаваться дороже $300 за 1 кв. м в месяц. По данным Романчевой, месячная аренда встроенных помещений на центральной улице Нижнего Новгорода – Большой Покровской составляет от $50 до $70, а в крупных ТЦ – не ниже $45–50 за 1 кв. м.

По словам старшего менеджера инвестиционного отдела “Марчмонт Капитал Партнерс” Марины Ушенкиной, аренда особо привлекательных торговых площадей подорожала в 2006 г. в полтора раза, а цена продажи наиболее ликвидных объектов увеличилась на 77,8%. По данным ЦКН, на конец февраля 1 кв. м торговых площадей обходился арендаторам от 200 до 6000 руб. в месяц в зависимости от месторасположения и качества объекта. Самые высокие ставки аренды – в Нижегородском районе (от 420 до 6000 руб.), самые низкие – в Сормовском (от 250 до 1200 руб. за 1 кв. м). Цена продажи 1 кв. м торговых площадей колеблется от 19 000 руб. в Канавинском районе в заречной части города до 120 000 руб. в Нижегородском в его центре.

Большинство экспертов воздерживаются от прогнозов о динамике арендных ставок и цены продажи торговых площадей на ближайший год, так как эти величины слишком зависят от многих факторов: уровня инфляции, появления новых игроков, месторасположения арендуемых или проданных площадей и т. д.

У тех же, кто решается давать оценки, слишком велик разброс предположений. По мнению Чемоданова, в активных торговых зонах арендные ставки могут возрасти за год на 20–25%, а Чернов говорит, что вряд ли их рост превысит 10%, так как ТЦ, которые планируется открыть в этом году, уже разобраны арендаторами. Трушин считает, что в 2007 г. не будет резких скачков цен на торговую недвижимость, которые наблюдались в апреле, мае – июне и ноябре 2006 г. параллельно с ростом цен на жилье. “Спрос на торговые площади еще не удовлетворен, вакантных площадей недостаточно”, – добавляет он.

В ожидании БЦ

Рынок офисной недвижимости Нижнего Новгорода начал формироваться относительно недавно. Появившиеся в 2005–2006 гг. бизнес-центры недотягивают до высоких классов. К категории А эксперты относят лишь один БЦ – открывшийся в 2006 г. “Столица Нижний” площадью более 22 000 кв. м на ул. Горького в Нижегородском районе. Его владелец – одноименная группа компаний.

Общая площадь офисной недвижимости в городе оценивается экспертами примерно в 1,5 млн кв. м. Сюда входят и современные бизнес-центры, и давно существующие административные здания, а также помещения на первых этажах жилых домов. В 2007–2009 гг. ситуация на рынке должна кардинально измениться, надеются аналитики. На этот период запланирован ввод в эксплуатацию нескольких высококлассных офисных объектов. Среди них – БЦ “Лобачевский Plaza”, первая очередь регионального Центра международной торговли, административно-выставочный центр “Пент-Хаус Палас”, БЦ “На Стрелке”, БЦ London и БЦ на ул. Родионова. Сейчас в городе строится более 20 объектов, которые дадут в общей сложности 120 000 кв. м офисных площадей.

По оценке информационно-аналитической службы группы компаний “Триумф”, с учетом встроенных нежилых помещений в строящихся жилых домах за два ближайших года в Нижнем Новгороде будет ведено в эксплуатацию примерно 200 000 кв. м офисных площадей, что соответствует увеличению городского офисного фонда на 13%. Ожидается, что не менее 150 000 кв. м будет построено в центральных районах города – Нижегородском и Советском. Романчева считает, что ввод офисных площадей превысит 200 000 кв. м.

К началу 2010 г. в Нижнем Новгороде планируется ввести в эксплуатацию вторую и третью очереди Центра международной торговли на 85 000 кв. м (инвестор – Управляющая компания “Региональный ЦМТ”). К 2012–2013 гг. в городе рядом с Нижегородской ярмаркой, как ожидается, появится первая очередь делового центра “Сити-Стрелка” (девелопер – “Развитие Нижегородской области”). Общая площадь этого центра, строительство которого будет вестись очередями, в семь этапов, – 3 млн кв. м, площадь первой очереди – 2 млн кв. м. Объем инвестиций в проект составит $4 млрд.

Что, где, почем

По информации Романчевой, 38% офисных площадей сосредоточено в Нижегородском районе. Большим спросом на рынке пользуются помещения площадью до 100 кв. м. По данным Сергея Рябова, руководителя информационно-аналитического отдела агентства “Выбор”, спрос превышает предложение в 2,5–3 раза. Чемоданов отмечает, что сейчас невостребованными могут быть только офисы невысокого качества либо необоснованно переоцененные площади.

По информации “Выбора”, спрос на крупные и средние по площади офисные помещения удовлетворен на 20–30%, предложения по ним весьма ограниченны. “На офисы меньшей площади спрос больше, но найти их легче”, – добавляет Рябов. По его прогнозу, в перспективе спрос будет расти. Причины этого он видит не только в развитии экономики, но и в приходе московских и зарубежных инвесторов в Нижний Новгород. “Еще 3–4 года назад такого интереса инвесторы к нашему региону не проявляли”, – удивляется эксперт.

Ставки аренды и цены продаж в офисном сегменте растут более интенсивно, чем в торговом. За 2006 г. рост арендных ставок составил 40–50%. По данным ЦКН, на конец февраля 2007 г. аренда 1 кв. м офисных площадей в различных районах города обходилась от 100 до 1562 руб. в месяц. Меньше всего платили арендаторы в Сормовском районе – от 100 до 1140 руб. за 1 кв. м, больше всех в городе отдавали за офисы в Нижегородском и Ленинском районах – от 267 до 1500 руб. и от 300 до 1500 руб. соответственно. В Канавинском районе, рядом с Московским вокзалом, арендные ставки достигали 1562 руб. за 1 кв. м в месяц.

Цена продажи варьируется от 12 015 руб. за 1 кв. м в Сормовском районе до 110 000 руб. в Нижегородском.

“Появление в Нижнем Новгороде современных офисных центров выведет этот сегмент рынка на новый качественный уровень, что может привести, с одной стороны, к остановке цен продажи и арендных ставок на офисы более низкого качества, а с другой – поднять нижегородский рынок современной офисной недвижимости на более высокий ценовой уровень”, – отмечает Чемоданов.

По его мнению, в текущем году рост стоимости аренды может составить 15–20%. Коммерческий директор ЦКН Владимир Лашманов соглашается с таким прогнозом, но отмечает, что фактическое увеличение будет зависеть от многих факторов, в том числе от тарифов на услуги ЖКХ и от общей ситуации на рынке.

Складские доходы

Индекс доходности в сфере производственно-складской недвижимости, по данным ГК “Триумф”, за 2006 г. не изменился. Он по-прежнему равен 20% годовых. Чемоданов объясняет это тем, что инвесторы в этот сегмент не торопятся: риски в нем еще велики. Трушин говорит, что складская недвижимость в Нижегородской области пока не развита в связи с тем, что регион вообще отстает по многим показателям, в частности по уровню жизни населения, от других крупных городов, таких как Самара, Казань. Николай Зарубин, начальник подразделения логистики компании “Логопром Сормово” (входит в ХК “Логопром”), говорит о том, что доходность бизнеса может быть выше за счет более качественного обслуживания клиентов.

По данным ЦКН, площадь складов в городе составляет около 378 000 кв. м. По подсчетам специалистов Поволжской логистической ассоциации (ПЛА), только в середине 2006 г. в Нижнем Новгороде площадь складских помещений составляла 360 000 кв. м. Чемоданов признает, что точной статистики по ним никто не ведет. Некоторые эксперты полагают, что общая площадь складской недвижимости в Нижнем с учетом площадей промышленных предприятий составляет не менее 4,5 млн кв. м. “Цифра, казалось бы, большая в сравнении с остальными сегментами рынка, но в основном это низкие по качеству складские площади”, – отмечает Чемоданов.

К классу А из существующих в городе складских объектов можно отнести лишь комплекс площадью 10 000 кв. м компании Alidi, регионального дистрибутора компаний Procter & Gamble и Nestle, а также часть реконструированного склада площадью около 5000 кв. м ХК “Логопром”. Есть собственные склады, соответствующие классу А, у нижегородской компании “Сладкая жизнь” (оптовая торговля продуктами питания), у Coca-Cola, но они закрыты для сторонних организаций.

По словам Зарубина, до конца текущего года “Логопром Сормово” планирует реконструировать весь складской комплекс (50 000 кв. м) и сделать из него современный терминал класса А. К 2009 г. планируется создать на трассе М7 в 10 км южнее Нижнего Новгорода мультимодальный (автоводножелезнодорожный) комплекс площадью около 400 000 кв. м. Пропускная способность контейнерного терминала комплекса составит 150 вагонов и 200 автопоездов в сутки. В результате к 2009 г. общая мощность контейнерных терминалов ХК “Логопром” в Сормове и Кстове превысит 250 000 TEU (Twenty-feet-Equivalent-Unit, принятое обозначение для контейнера размером 20 х 8 х 8,5 фута, максимальная загрузка — 21,5 т) в год, тогда как сейчас составляет 100 000 TEU.

По прогнозу ПЛА, в 2007 г. планируется ввод около 20 000 кв. м складских площадей различных классов. Среди крупных проектов значится строительство транспортно-логистического комплекса на территории сельхозпредприятия “Доскино” в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Поиск инвестора для этого проекта ведет региональное правительство. ЦКН ожидает, что в ближайшие год-два может развернуться борьба за земельные участки, расположенные на федеральной трассе М7, в пригороде Нижнего Новгорода в направлении Кстова. Сейчас на трассе расположен складской комплекс компании Alidi, которая в ближайшие несколько лет рассчитывает ввести еще 40 000 кв. м площадей класса А. Часть из них будет введена в эксплуатацию в 2008 г.

“Строительство складских комплексов возможно на участке протяженностью не более 2 км вдоль трассы М7. Два крупных участка примыкают к железнодорожной ветке, на них и развернется строительство. Один из участков (в 170 га) уже купила компания IKEA. В ближайшие годы здесь вероятно подорожание земли в 3–5 раз за счет повышения интереса инвесторов к развитию логистической инфраструктуры. В настоящее время, к примеру, стоимость 1 кв. м земли на некоторых участках в этом районе достигает $80–100”, – объясняет Трушин.

Сейчас лишь 31% существующих в городе складов имеет отапливаемые площади. “Технически оснащенных помещений немного, поэтому цены продаж на них постоянно растут и составляют в среднем от $120 за 1 кв. м до $280, иногда достигают $430–480”, – говорит Трушин. В ЦКН из общего объема заявок на объекты коммерческой недвижимости запросы на приобретение и аренду складов составляют 27%.

Средние арендные ставки на складские помещения составляют от $40 до $100 за 1 кв. м в год и мало зависит от местоположения. Большую роль играет качество помещения, близость транспортных магистралей и железнодорожных путей. “Нижняя граница арендной ставки устанавливается, как правило, для холодных складов, верхняя – для отапливаемых, в хорошем состоянии. Особенно дороги склады небольшой площади в Нижегородском и Советском районах, где их традиционно немного”, – добавляет Трушин.

По данным Чемоданова, средняя арендная ставка на складские площади в Нижнем Новгороде выросла за 2006 г. на 33% и на 1 марта 2007 г. составила в среднем $72 за 1 кв. м в месяц.

Андрей Иванов, президент ПЛА, говорит, что арендный доход с 1 кв. м складской площади – в среднем 170–200 руб. в месяц – в Нижегородской области сейчас в два раза ниже, чем в Москве, а окупаемость типового складского проекта превышает 10 лет. Но Иванов считает перспективным развитие в регионе складского и логистического аутсорсинга.

Большинство экспертов полагают, что стимулировать строительство складов может развитие ритейла. Но пока местные операторы не обладают такими ресурсами, чтобы строить и реконструировать под класс А собственные складские комплексы, и не нуждаются в масштабных площадях из-за небольших оборотов. “Нижний Новгород находится всего в 500 км от Москвы, поэтому катализаторами развития складского аутсорсинга являются столичные компании”, – говорит Иванов.

Негостеприимный бизнес

Гостиничный бизнес в Нижнем Новгороде традиционно считается “бизнесом больших ожиданий, но малых проектов”. Многие гостиничные операторы, как российские, так и зарубежные, постоянно заявляют о намерении построить новые отели. К примеру, столичный ТД “Русская тройка” планирует к 2010 г. построить 25-этажный торгово-развлекательный комплекс с гостиницей на Мещерском бульваре. Волго-Вятская строительная компания (ВВСК) рассматривает возможность строительства комплекса из 7-этажного отеля и 25-этажного жилого дома в районе пл. Сенной в Нижегородском районе. Гостиницы запланированы и в строящемся Центре международной торговли и бизнес-центре “Сити-Стрелка”. Известные международные операторы, – Kempinski, Marriott, Accor – демонстрируют интерес к гостиничной инфраструктуре Нижнего.

Кроме того, инвесторы рассматривают возможность создания гостиниц в городах – спутниках Нижнего Новгорода. Так, гостиничный холдинг Heliopark Group (Москва) в мае 2007 г. намерен приступить к строительству гостинично-развлекательного комплекса Heliopark Port Savin в Борском районе в 30 км от Нижнего Новгорода, на берегу Волги. Компания намерена вложить в его строительство $30 млн и ввести комплекс в эксплуатацию в конце 2008 г. Проект предполагает создание гостиничного корпуса класса “3 звезды” на 212 номеров различной категории и 26 отдельно стоящих коттеджей.

Однако с 2003 по 2006 г. в городе в эксплуатацию вводились только малые гостиницы, и в основном – силами региональных девелоперов. В их числе “Александровский сад” (49 номеров, “4 звезды”) на Нижне-Волжской набережной, “Никола Хаус” (31 номер) рядом с Большой Покровской. “Александровский сад” построила нижегородская компания “Вика”, “Никола Хаус” – местный предприниматель Дмитрий Володин.

По данным компании “Марчмонт Капитал Партнерс”, сейчас в городе действует более 60 гостиниц. Из них около 10 крупных, в том числе и отель “Центральный” (по уровню соответствует классу “3 звезды”) на 500 номеров, “Ока” (200 номеров, “3 звезды”), “Волна” (198 номеров, “4 звезды”), “Волжский откос” (180 номеров, “2 звезды”), ГК “Заречный” (141 номер). В остальных гостиницах менее 100 номеров.

Романчева говорит о том, что городской гостиничный бизнес развивается в двух направлениях: строятся новые гостиницы малого класса и ведется реконструкция существующих с советских времен гостиничных комплексов. Гостиничный комплекс “Ока” еще в 2005 г. реконструировал восемь из 12 этажей, потратив на это около $1,5 млн. Провел реконструкцию и отель “Центральный”.

К концу 2008 г. гостиничный комплекс “Нижегородский” также будет реконструирован. Ожидается, что на это потребуется около 90 млн руб. В комплексе планируется отремонтировать три из шести существующих этажей и расширить номерной фонд за счет строительства двух пентхаусов.

Региональная власть надеется стимулировать строительство новых гостиниц за счет развития въездного туризма. В последнее время в Нижнем Новгороде озаботились распространением туристической информации: издаются путеводители, проводятся презентации области на всероссийских и международных выставках. В прошлом году принята программа развития въездного туризма на 2007–2010 гг., которая предполагает развитие культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового, экологического и сельского туризма, охоты и рыбалки.

Власть готова частично возмещать процентные ставки по кредитам, которые привлекаются на развитие субъектов туриндустрии, ожидая развития туристских центров, создания новых музейных комплексов, а также намерена участвовать в подготовке кадров для отрасли. Предполагается, что благодаря реализации программы объем инвестиций в сферу туризма составит не менее 7 млрд руб., а турпоток в регион вырастет с 0,56 млн до 1,4 млн россиян и с 40 000 до 100 000 иностранных граждан в год.

Как считает Олег Рыбин, главный архитектор Нижегородской области, с ростом деловой активности, повышением имиджа региона в Нижний Новгород удастся привлечь крупные компании, менеджменту которых понадобятся гостиницы высокого класса.

По данным отдела туризма городского департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей, заполняемость гостиниц Нижнего Новгорода в 2006 г. выросла на 10% и составила в среднем 52%. Большинство экспертов связывают это с расширением экономических связей, увеличением числа деловых визитов. Романчева отмечает, что максимальный уровень заполнения гостиниц достигается только в период проведения форумов, выставок, крупных конгрессов. “Хорошая заполняемость для гостиниц – 45%. По нашим данным, на такой уровень вышла гостиница “Октябрьская”, – говорит она.

Чемоданов скептически оценивает туристский потенциал города. “Нижний Новгород – это прежде всего промышленный город с многочисленными спальными районами. Единственное направление туризма, который у нас представлен, – речной туризм. Но и он чаще всего транзитный”, – говорит Чемоданов.

Несмотря на невысокий уровень комфорта, цены в нижегородских гостиницах кусаются. В гостиницах класса “4 звезды” (“Волна” и “Александровский сад”) с постояльцев берут от 3640 до 4940 руб. за сутки в одноместном стандартном номере. Суперлюкс в “Александровском саду” стоит 20 370 руб. в сутки, а люксы разной категории в “Волне” – от $37 до $1300. В “Никола Хаус” самый дешевый номер стоит от 2950 до 3700 руб., стандартная комната обойдется от 4600 до 5550 руб., а люкс – в 9250 руб. в сутки. Цены в гостиницах классом ниже на номера “эконом” держатся в пределах 2500–3200 руб., на люксы – 8000–8700 руб. в сутки.

Многие эксперты считают гостиничный бизнес перспективным с учетом развития экономического потенциала нижегородского региона. Крупные игроки не исключают возможности заняться строительством гостиничных комплексов. Но только тогда, когда рынок торговой, офисной недвижимости будет в основном освоен. “ГК “Столица Нижний” приглядывается к гостиничному бизнесу. Но пока мы относимся к нему осторожно, он слишком специфичен”, – признается Сорокин.