ГРОМКИЕ ИМЕНА: От частного к общему


- FIABCI существует вот уже около 60 лет, это организация с устоявшимися традициями и правилами. Удалось ли вам, как ее президенту, привнести что-то новое в деятельность федерации?

- Каждый руководитель привносит что-то новое. На мой взгляд, главные идеи, основные новшества были введены на уровне комитета по стратегическому планированию FIABCI. Благодаря инициативам членов комитета родился документ (Стратегический план – 2007), который был практически единогласно одобрен членами FIABCI во всем мире. Документ формулирует четыре глобальные стратегические задачи: популяризацию идеи исключительности членства в FIABCI, финансовую ответственность и доходность, принятие такого фактора, как культурные различия разных стран и народов, и дальнейшее развитие инициатив адвокатуры в сфере недвижимости. Главная задача FIABCI – содействие осуществлению международных сделок с недвижимостью – в прямом смысле отвечает нашей стратегии: стать ведущей в мире зонтичной организацией по недвижимости. Основной философский принцип FIABCI – “Над превосходством” (Beyond Excellence) – генерирует и основные постулаты стратегии федерации: членство, общение, технологии, профессиональное развитие, услуги для членов, публичная политика и имидж.

- На каких моментах развития глобального рынка недвижимости FIABCI сделает акцент в 2007 г.?

- FIABCI будет развивать и поддерживать программы, направленные на адаптацию новых членов, подготовку и развитие новых

лидеров, а также вести программы, выдвинутые в рамках Стратегического плана – 2007. Так, например, наша штаб-квартира в Париже может играть более активную роль, принимать большее участие в подготовке главных событий федерации, включая региональные и всемирные конгрессы. А национальные структуры смогут повысить активность на собственном государственном уровне – принимать все больше и больше новых членов. Подобный подход уже принес свои плоды: численность членов FIABCI по сравнению с прошлым годом возросла на 20%.

- Что реально дает членство в FIABCI?

Не является ли эта структура чисто номинальной?

- Я считаю, что членство в FIABCI открывает действительно безграничные возможности. Участники нашей федерации используют FIABCI для развития интернет-сети контактов и объектов недвижимости, для изучения методов ведения бизнеса, методов работы на рынках недвижимости в других странах. FIABCI – это глобальная сеть, позволяющая не только находить зарубежных партнеров на достойном уровне, но и грамотно выстраивать собственный бизнес.

- В чем заключаются ваши основные обязанности? Как вам удается управлять глобальной организацией, объединяющей профессионалов более чем в 60 странах?

- Я не могу сказать, что осуществляю глобальные преобразования, я просто поддерживаю деятельность организации на определенном, хочется верить, довольно высоком уровне. К моменту моего выбора президентом FIABCI существовала несколько десятков лет, основные механизмы были уже наработаны. На мой взгляд, у FIABCI есть две кардинальные особенности. Во-первых, она, подобно России, представляет собой “федерацию ассоциаций”. Подобная структура уникальна, она позволяет объединять национальные объединения, которые, в свою очередь, объединяют профессионалов рынка недвижимости внутри одной страны. Каждый такой чаптер функционирует по своим законам и правилам, которые определяются целым рядом факторов: состоянием развития рынка недвижимости, количеством участников и их профессиональным опытом, страновыми особенностями, наконец. И вместе с тем, объединяясь в FIABCI, национальные чаптеры работают уже по принципам ассоциации: постоянно повышают профессиональный уровень своих членов, способствуют развитию транснациональных сделок и др. Во-вторых, FIABCI – это гигантский бизнес-клуб индивидуальных участников рынка недвижимости и компаний, работающих на этом рынке. Аббревиатура FIABCI звучит для профессионалов на рынке недвижимости как пароль, который знают те, кому следует его знать. А причастность к FIABCI является своего рода индикатором профессионализма компании или отдельной персоны.

- Какова организационная структура FIABCI?

- FIABCI состоит из целого ряда комитетов, члены которых реализуют самые разные задачи на рынке недвижимости. В их состав входят как институциональные, так и индивидуальные члены. В FIABCI существуют региональные, административные подразделения (включают в себя комитеты по вопросам членства, по молодым членам FIABCI, по конференциям, по номинациям премий и по финансам), структуры международного сотрудничества (включают в себя комитеты по международным организациям, по обменам, по законодательству и по образованию), профессиональные (включают в себя совет руководящего состава, комитеты по маркетингу и Интернету и по форумам). В одни комитеты избирают, в другие – назначают.

По вопросам работы в том или ином комитете FIABCI можно проконсультироваться в правлении национального чаптера. Например, члены комитета по конференциям определяют темы и другие составляющие для успешного проведения конференции или семинара в рамках деятельности FIABCI, помогают найти спикеров. Именно члены комитета выбирают основные темы для выступлений или дискуссий и в конечном итоге формируют программу.

- По каким признакам отличаются друг от друга чаптеры разных стран?

- В первую очередь важно, как долго существует та или иная ассоциация. В странах с развитой экономикой, как правило, существует солидная законодательная база. В странах с переходной экономикой она еще только формируется, как и сам рынок недвижимости. Национальные ассоциации играют важную роль в регулировании рынка, они лоббируют и защищают интересы профессионалов.

- В чем особенность работы чаптеров FIABCI в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия?

- В так называемых странах с переходной экономикой, где, собственно, профессия риэлтора существует сравнительно недавно, рынок развивается в зависимости от развития частной собственности. Очень часто в таких странах не хватает надежной законодательной базы, которая четко прописывала бы, например, вопросы регулирования сделок с землей, область ипотечного кредитования (особенно гарантий ипотечных займов). Национальные рынки недвижимости имеют много различий. Так, в странах с развитой экономикой правительства и муниципалитеты не хотят быть вовлеченными в вопросы регулирования рынка недвижимости. Но и здесь имеются различия: например, во Франции риэлторы должны иметь государственный сертификат, а в Испании – нет.

- Итак, кто же регулирует глобальный рынок недвижимости?

- Эта индустрия саморегулируемая. В 2004 г. я посетил конгресс FIABCI в Санкт-Петербурге. Хочу отметить, что за короткую историю развития российского рынка недвижимости риэлторы и девелоперы достигли блестящих результатов, мероприятие было организовано на самом высоком мировом уровне. Однако это лишь одна сторона вопроса. С другой стороны, российским риэлторам и девелоперам надо больше работать над законами, обеспечивающими правовое регулирование рынка недвижимости. Без этого невозможен дальнейший профессиональный рост.

- Какие страны или группы стран вы бы отметили с точки зрения наиболее интенсивного развития рынков недвижимости?

- Безусловно, это Китай и часть африканского континента. Нельзя не отметить высокий в процентном отношении рост рынков недвижимости в странах Восточной Европы. Турция – еще одна страна-открытие. Здесь всего за 18 месяцев объем рынка удвоился. Главными условиями для развития рынков недвижимости России, стран Восточной Европы и Латинской Америки являются страхование титула собственности, наличие лицензирования в сфере недвижимости, эффективные меры по защите прав частной собственности. Когда все эти условия будут выполнены, на рынки этих стран хлынут потоки инвестиций, они получат достаточное финансирование и в итоге через несколько лет стабилизируются. И, конечно, полноценное развитие рынка недвижимости невозможно без развития налогового законодательства в этой сфере.

- Вы много говорили о необходимости создания надежной законодательной базы. Как вы считаете, какова должна быть ее основная идея?

- Несомненно, это защита собственности. Для формирования цивилизованного рынка недвижимости надо прежде всего иметь застрахованный титул. Международные инвесторы считают, что это необходимое условие.

- Каковы приоритеты инвесторов в том или ином регионе, стране?

- FIABCI всегда фокусировалась на международных интересах. Это предполагает глубокое знание страновых особенностей рынка недвижимости и инвестиций. Например, в Макао почти 100% инвестиций составляют инвестиции в казино-курорты. В Дубае – в строительство многофункциональных и жилых комплексов, этот регион предоставляет огромные, практически неограниченные возможности для инвесторов. Или, напротив, такая страна, как Афганистан, сегодня инвесторов отпугивает. Сейчас там очень низкий уровень жизни, крайне бедственное положение, но, несомненно, наступит такой момент, когда и в этой стране рынок недвижимости расцветет.

- На рынке недвижимости, как и на других рынках, время от времени возникают кризисы. Существует ли глобальный рецепт их устранения?

- Кризисы возникают на разных стадиях развития рынка недвижимости. И нельзя сравнивать кризис на новых, динамично развивающихся рынках с кризисом в стране с вековыми традициями. Я считаю, что кризисов не нужно бояться. Я оптимист – всегда говорю, что стакан наполовину полный, а не наполовину пустой. Думаю, что кризисы на самом деле предоставляют нам, участникам рынка недвижимости, новые возможности, они заставляют нас взглянуть на проблему непредвзято. Например, военный переворот в Таиланде создал огромные проблемы для инвестиций в это государство. Поэтому собственность в этой стране временно оказалась недооцененной. Это способствовало возникновению уникальных возможностей как для отдельных покупателей недвижимости, так и для крупных стратегических инвесторов. Или другая ситуация, опять-таки имевшая место в Таиланде. Два года назад здесь прошли большие цунами, разрушившие целый ряд строений и даже отдельных районов. Последствия давно ликвидированы, на месте разрушенных районов возникли новые комплексы. Цены на них вполовину меньше, чем были до стихийных бедствий, а качество удалось сохранить на прежнем уровне, в ряде случаев даже повысить. Так что ураган создал новые возможности для развития рынка.

- Ежегодно FIABCI проводит глобальный конкурс по недвижимости FIABCI Prix d’Excellence. Что он собой представляет?

- Главная цель конкурса – выявить действительно лучшие объекты, охарактеризовать новые тенденции развития рынка недвижимости. Конкурс проводится в два этапа: первый из них – на уровне страны за право быть удостоенным национальной награды чаптера FIABCI. Победители первого, национального, этапа могут принимать участие во всемирном конкурсе проектов на звание FIABCI Prix d’Excellence. Победители конкурса выявляются в семи номинациях: жилые дома и комплексы, офисные и индустриальные здания, гостиничные и рекреационные объекты, торговые комплексы, проекты общественной значимости (предназначенные для широкого общественного использования, – библиотеки, дворцы культуры, медицинские комплексы и проч.), государственные проекты (финансирование таких проектов целиком и полностью осуществляется за счет бюджета), генпланы территорий. Я считаю, что вне зависимости от победы участие в такого рода конкурсе представляется очень важным для девелоперов. Конкурс позволяет им по-новому оценить свой труд и свое видение рынка. И я бесконечно рад, что благодаря активной работе российского чаптера FIABCI с этого года первый тур конкурса начнет проводиться и в России. Хочется верить, что эта инициатива выведет участников российского рынка недвижимости на новые рубежи.