ГРОМКИЕ ИМЕНА: Российский кусочек юга


В общем, в Каннах край заявил о себе громко. В инвестиционном смысле тоже. По официальным данным, в Канны было привезено 1400 проектов на общую сумму 47 млрд евро. Экспозиция Краснодарского края площадью 500 кв. м даже не уместилась в региональном павильоне, где в этом году расположились стенды 18 краев и областей России.

О перспективах и приоритетах развития Кубани рассказал “Ведомостям” главный архитектор края Юрий Рысин.

- Чем, по-вашему, Краснодарский край может привлечь иностранных инвесторов?

- Кубань – климатически привлекательная территория, но это один из удаленных от центра провинциальных регионов. Хотя в таком географическом положении есть свои конкурентные преимущества. И на MIPIM это было видно. Все-таки два фактора – хорошая география и хороший климат – создают основу для привлечения инвестиций. Два года назад мы ощутили реальный интерес к краю со стороны и российских, и зарубежных инвесторов.

На выставке интересно было еще раз сопоставить наши возможности и возможности других регионов России. Мы встретились с нашими коллегами, увидели, как развиваются, например, Свердловская область, Нижний Новгород. Каждый имеет какую-то свою нишу, главное направление. А Краснодарский край – это один из немногих в России многовекторных регионов с точки зрения инвестиций.

- Но есть какие-то главные направления развития?

- Во-первых, это, конечно, промышленно-портовый и транспортный комплексы, имеющие общероссийское и международное значение. Эйфория по поводу всеобщей дружбы уже закончилась, и оборонно-стратегическому направлению в развитии края придается сейчас большое значение. Неразрывно с портами и границами, протяженность которых по Азовскому и Черному морям составляет более 1000 км, связана транспортная составляющая – автомобильные и железные дороги, морские коммуникации. Это важно и с экономической, и со стратегической точек зрения.

Во-вторых, курорты – это следующее важнейшее направление. Россия – в целом северная страна. И только Кубань – наш российский маленький кусочек юга. И это стало особенно очевидно именно сейчас, когда территории с теплым приморским климатом – Грузия, Крым – стали заграницей. Уже поэтому курортную зону Краснодарского края нужно беречь от чрезмерного промышленного воздействия и сверхплотной застройки. Нужно учесть негативный опыт Франции, где Лазурный Берег в значительной мере пострадал от влияния процессов урбанизации. По собственному признанию французов, эту зону необходимо спасать от перенаселенности и чрезмерно плотной застройки.

Мы ни в коем случае не должны повторить ошибки западных курортов. Однако понимаем, что при той численности населения, которое в России живет и работает на севере и нуждается в отдыхе на юге, сделать это будет непросто. Словом, курортная составляющая в развитии Краснодарского края имеет одно из важнейших значений. Если мы говорим о национальном проекте, касающемся демографии, то обойти тему развития сферы отдыха края невозможно. Поэтому помимо развития таких городов-курортов, как Анапа, Геленджик, Туапсинский район, Сочи, надо создавать новую развитую курортную зону на Азовском побережье. Это важное направление развития Краснодарского края, также имеющее и экономическое значение. Не менее важным является развитие агропромышленного комплекса.

- Какое из направлений сегодня дает краю самую высокую финансовую отдачу? Рекреационное?

- Пока нет. Только в перспективе. А пока основное место занимают портово-промышленный комплекс и агропром, уже сложившиеся устойчивые экономические сферы, которые развиваются десятки, если не сотни лет. Рекреационное направление все-таки молодое, и отдых в Краснодарском крае пока специфический. Категорией экономики он становится только сейчас. Сравнивать степень эффективности его экономических показателей с тем же Лазурным Берегом сложно. Серьезное развитие сферы туризма и отдыха в крае продолжается только пять лет – после прихода команды губернатора Александра Ткачева.

- Насколько за эти пять лет увеличился объем инвестиций в курортный бизнес края?

- Примерно в 20 раз.

- Каковы доли участия российских и зарубежных инвесторов?

- Превалируют пока инвестиции российского бизнеса, но это даже и хорошо. У нас в стране есть финансовые ресурсы, и их надо привлекать для инвестиций в Россию в первую очередь, а не покупать иностранные футбольные клубы, например.

- Дефицит какой недвижимости в крае ощущается прежде всего?

- В первую очередь мы испытываем дефицит современных инфраструктурных объектов: дорог, инженерных сетей и сооружений. Поэтому и ездим за границу, чтобы учиться этому, внедрять у себя, приглашать специалистов мирового уровня. И контракты на этот счет подписываем. Начали, например, создавать сеть платных автодорог. Проект одобрен правительством РФ. За счет средств инвестиционного фонда будет строиться первая в крае скоростная магистраль Краснодар – Абинск – Кабардинка. Она пройдет от Краснодара через Абинск и будет проложена в сторону Геленджика до Кабардинки, т. е. через предгорную часть края

спустится прямо к побережью. Таким образом, путь от Краснодара до побережья станет короче в два раза, будет комфортным и безопасным. Это важно и для пассажирских перевозок, и для доставки грузов. Это частично снимет проблему развития Новороссийска.

- На дорожную инфраструктуру выделены средства федерального бюджета?

- Да, и довольно серьезные – 100 млрд руб. В том числе и на самую сложную – горную часть края: Туапсе, Сочи. В целом на федеральную программу развития Сочи будет направлено более 300 млрд руб., половина из них – это федеральные и краевые инвестиции, половина – частные. Будет или не будет Сочи победителем олимпийской гонки, инфраструктура – и в первую очередь дороги – все равно станет коренным образом обновляться.

Что касается жилья, то край испытывает серьезный его дефицит – и не столько в части высококомфортной элитной жилой недвижимости, сколько в части нормального демократичного жилья, которое могло бы решить проблему сотен тысяч жителей. Если строить хотя бы по 1 кв. м на человека в год, то мы ежегодно должны сдавать по 5 млн кв. м.

- Кубань по этому показателю в числе лидирующих или отстающих регионов?

- Мы в числе лидеров. В прошлом году было сдано 2,6 млн кв. м жилья. Столько Краснодарский край не строил никогда. И структура строительства изменилась. Преобладает малоэтажное жилье.

- Когда говорят “Кубань”, то по понятным причинам подразумевают Сочи. Гораздо меньше информации о других городах. Такое впечатление, что все остальное, вместе взятое, существует на каком-то 25-м месте.

- Это неправильное впечатление. Все в крае развивается динамично и системно. И не в последнюю очередь потому, что процент обеспеченности районов и городов края схемами территориального планирования и генпланами – один из самых высоких в стране. В этом году мы завершим работу над созданием схемы территориального планирования Краснодарского края, которая станет главным градостроительным документом, многоуровневым, системным, стратегическим, касающимся всех отраслей, в том числе расселения.

Одновременно с генпланом Сочи мы завершаем работу над генпланом Краснодара. В нем заложена в том числе концепция реконструкции центральной исторической части города, включающей 240 кварталов, а также застройки новых территорий, создания системы инженерных сооружений и транспорта.

Учтено в градостроительных документах и создание особых экономических зон туристическо-рекреационного типа. Их будет пять: две в Анапе, в Геленджике, в Туапсинском районе и в Сочи. Кроме того, появится игорная зона – на севере края, на границе с Ростовской областью. С ее правительством уже подписано соглашение, ведется работа над планированием территории.

Отдельная программа связана с развитием перерабатывающей промышленности. В ряде сельских районов будут созданы крупные агропромышленные перерабатывающие комплексы. Возникнут альтернативные существующим новые горные курорты – например, в Апшеронском районе. Это черноморская Швейцария, ущелья, уникальное место. Недалеко от Туапсе появится новый горнолыжный курорт. На всей территории края серьезных инвестиционных проектов более 1000, из них приоритетных – 300. Администрация края этот процесс контролирует и организовывает.

- Вы говорили, что попытаетесь вынести урок из опыта застройки Средиземноморского побережья, попытаетесь избежать повышенной урбанизации. Каким образом это можно сделать? И еще: примерно спустя полгода после того, как была начата реализация приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”, появился новый вектор – малоэтажная застройка. А как же быть с предыдущими и уже утвержденными градостроительными планами, которые этого не предусматривали?

- Все генпланы, даже недавно разработанные, корректируются в связи с тем, что само время вносит эти поправки, хотя базовый документ является основой. Это непрерывный процесс. У нас он активно осуществляется последние четыре года. Такова политика губернатора. В крае есть структура, которой поручено эту программу реализовывать. Постановлением губернатора создана триединая система органов архитектуры. Нигде в России такого нет. Основа – департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, следующий уровень – территориальные управления департамента в районах и городах, и наконец, муниципальные органы архитектуры. Эта система позволяет в полной мере решать вопросы градостроительства, сопровождать инвестиционные проекты.

Что же касается проблем, связанных с опасностью излишней урбанизированности, то решить их возможно только с помощью генпланов, регламентов, правил застройки. При социализме были слишком жесткие градостроительные правила. От них отказались, но новые введены не были. Между тем развитые демократические страны – те же Франция, Германия – всегда имели самые жесткие градостроительные законы.

Способ защититься от несанкционированной или излишне плотной застройки, сверхурбанизации курортов – только административный. Состоялось специальное заседание совета безопасности на тему “Самовольное строительство – угроза экономической безопасности края”. В соответствии с решением совбеза и воссоздана вертикаль власти в органах архитектуры и градостроительства, привлечены для борьбы с “самоволкой” правоохранительные органы. В общем способ один: применять силу государства, имея правила игры – прозрачные, четкие, понятные.

- Рынок так устроен, что строительный комплекс, как высокодоходный вид бизнеса, будет стараться отвоевывать для себя новые и новые участки. Таким образом, может быть исчерпан богатейший природный запас, которым пока еще располагают курорты края. Вы ощущаете остроту этой проблемы? Г-н Митволь часто наведывается в ваши места?

- Эту проблему мы ощущаем. А в отношении приездов г-на Митволя скажу, что в основном эти визиты осуществляются как элементы очередной кампании. Мы поддерживаем его усилия. Но это должна быть системная работа. Лучше не допускать и предотвращать, чем потом бороться, хотя и от борьбы мы не отказываемся.

- Какой штраф за незаконно вырубленное дерево в Сочи?

- Сумму не назову. Но главное – исключить сам факт, возможность. Хотя важно понимать: без освоения какой-то части сельхозземель городам развиваться дальше невозможно. Не надо себя обманывать. Способом же решения проблемы могут стать работы по рекультивации территорий – превращение неудобий, старых карьеров, свалок в зоны отдыха, зеленые участки, парки.

- Приходилось слышать мнение, что Сочи станет курортом для богатых. А каковы перспективы развития демократичных курортов? Туда пойдут инвесторы?

- Я все-таки не соглашусь с теми, кто рассматривает Сочи только как элитный курорт. Хотя, конечно, специализация существует. Когда несколько лет назад делегация края встречалась с мэром Каннов, мы сказали, что наша главная цель – привлечь как можно больше людей на отдых в Сочи. Мэр в ответ сказал: “Наша задача – привлечь в Канны как можно больше богатых людей”.

Может быть, Сочи будет более дорогим курортом, а вот Анапа, Геленджик, Туапсинский район и др. будут более доступными по цене. Именно на этих территориях строится сейчас масса небольших частных гостиниц. Сегодня только в Геленджике выдано 4000 разрешений на строительство таких гостиниц. Похожий показатель и по другим городам. Хотя самым доступным будет, конечно, побережье Азовского моря.

- До уровня Турции эти курорты при нашей жизни дотянут?

- Давайте все называть своими именами. Турецкие курорты развивались по государственным программам. Туристические зоны получали огромные дотации, налоговые льготы, иностранные инвестиции. В Сочи мы только сейчас подошли к этому – принята федеральная программа финансирования. И, я вас уверяю, к 2014 г. это будет курорт мирового уровня. Вне зависимости от Олимпиады. Мы изучали опыт наших стран-конкурентов. И понимаем, что Сочи объективно сильнее. Это еще не значит, что город станет олимпийской столицей. Но, как бы там ни было, к нам уже приезжали коллеги из Международного союза архитекторов, Международной академии архитектуры. Они удивлялись, что в Европе еще сохранились такие богатые природные территории, и говорили: вам надо беречь и поддерживать курортные ресурсы края. Мы с этим согласны.

- Макеты проектов гостиниц и жилых комплексов в Краснодаре, Сочи, городах Причерноморья внешне выглядят эффектно. Кто сегодня проектирует в Краснодарском крае? Иностранцы?

- В 12 городах мира мы проводили презентации края. Но иностранных архитекторов у нас работает не так много, хотя они есть: итальянцы, англичане, французы, сербы. Но в основном проектируют российские специалисты. Из столичных архитекторов работают такие мастера, как Алексей Воронцов, Андрей Чернихов, Сергей Киселев, Александр Асадов, Сергей Чобан, Алексей Гинзбург. Да и в Краснодаре, Сочи, Анапе сильные архитектурные школы, архитекторы края активно проектируют не только курортные объекты, но и жилье, школы, больницы, деловые центры.