ОРИЕНТИРЫ: Пародия на публичность


Мотивы непрозрачности и закрытости российского рынка недвижимости муссируются не первый год – это одна из любимых тем выступлений на конференциях иностранных инвесторов. Казалось бы, сейчас, в эпоху IPO девелоперов, проблема могла бы потихоньку исчезнуть. В действительности же эффективность стремления к открытости публичных компаний оказывается обратно пропорциональной затраченным усилиям.

Первым вышедшим на биржу российским девелопером стала “дочка” холдинга “Интеррос” “Открытые инвестиции”. В ноябре 2004 г. она продала в РТС 38,5% своих акций, получив $68,8 млн, а осенью прошлого года в результате дополнительного размещения ценных бумаг привлекла уже $880 млн. Буквально несколько лет назад в Россию пришли первые западные фонды, привлекшие средства для инвестиций в склады, офисы и ритейл, – Eastern Property Holdings, Meinl European Land, Raven Russia и т. д. А в ноябре 2006 г. для отечественного рынка недвижимости произошло знаковое событие: первый российский девелопер – “Система-Галс” успешно показала себя на Лондонской фондовой бирже (LSE), продав 17% акций за $432 млн. Дальше по ее стопам устремились Mirland Development, RGI International, “Центр международной торговли” и т. д.

Публичность компании означает, что она должна предоставлять информацию о себе, руководствуясь не только корпоративными соображениями: об этом расскажу, а про это умолчу. Сведения о любой, даже незначительной сделке должны быть официально опубликованы. То есть эти данные должны быть доступны не только акционерам, но и общественности.

Появление публичных компаний в том или ином секторе, в том числе и в строительном, безусловно, положительный фактор. Это говорит только о том, что рынок начинает пусть и медленно, но превращаться из закрытого в открытый.

Так по крайней мере должно быть на практике. В реальности российские публичные компании с момента выхода на биржу превращаются в “неприступную крепость”. И речь не идет о “тихом периоде”, когда компания по юридическим причинам не может разглашать информацию о себе c момента подачи предварительного проспекта размещения до его регистрации. К сожалению, у российских девелоперов “тихий период” длится вечно.

Не зря же в журналистских кругах компанию “Открытые инвестиции” давно уже прозвали “Закрытыми инвестициями”. И даже на пресс-конференциях получить хотя бы один внятный комментарий от этой компании за целый год не удалось. Например, приходит сообщение от компании, что она предоставила заем на сумму $165 млн фирме Blauenlaumer Technologies Limited. Но никаких подробностей добиться невозможно – хотя бы разъяснений, кто такая эта Blauenlaumer Technologies Limited, почему именно ей и с какой целью предоставлены деньги.

Аналогичная ситуация с RGI International, которая из-за специфики рынка элитного жилья, на котором работает, априори не может быть открытой. Понятно, что компании не очень хочется, чтобы пресса знала, что на одном из объектов парковка и мойка находятся внутри 400-метровой зоны от берегов Москвы-реки, и, хоть разрешения и получены, все же существует риск, что они могут быть отменены. Компания призналась в этом хотя бы своим инвесторам – это вызывает по крайней мере уважение.

Есть и другие примеры. Africa Israel Investments, в израильском офисе которой просят звонить в московский, а в московском – в израильский. Теперь холдинг Льва Леваева собрался вывести российские активы недвижимости на биржу. Куда теперь будут отсылать журналистов, даже страшно представить. Mirland Development, принадлежащая израильскому холдингу Fishman Group, в декабре прошлого года заработала на LSE $282 млн, которые будут инвестированы в российскую недвижимость. В релизах на LSE компания указывает телефон для связи с ее представителем, который никогда не бывает включенным (по крайней мере с декабря по нему ни разу не удавалось дозвониться), а в отчете от 16 марта 2007 г. телефон опубликован вообще без последней цифры. И это официальный документ, который наверняка проверялся не один десяток раз. Возможно, эти ошибки – случайность, только слабо верится.

Но если журналист в чем-то ошибется, у всех этих компаний сразу начинают работать телефоны и появляются комментаторы. Может, так и надо с ними работать?