Верхом на движке


Розенблатта недаром считают ветераном отрасли, хотя ему всего 37 лет. Два года назад ему удалось продать компанию Intermix за $650 млн корпорации Руперта Мердока News Corp. Главным активом Intermix был быстро набирающий популярность, а ныне всемирно известный сайт MySpace.com.

Миллионы имен

У нового проекта, компании Demand Media, главного актива не будет. Компания контролирует миллионы веб-сайтов. Работу в новом проекте Розенблатт начал со скупки доменных имен, способных привлечь случайных посетителей. Так в копилке Demand Media оказались названия сайтов, совпадающие с распространенными словами английского языка, например gardening.com. Любители садоводства (gardening) не смогут обойти вниманием этот сайт, считает предприниматель.

Затем Розенблатт заинтересовался результатами поиска по ключевым словам (например, популярным терминам из того же садоводства). И постарался перекупить сайты, оказывающиеся в результатах поиска на первых местах. Так, например, в копилке Розенблатта оказалась коллекция профессиональных рекомендаций eHow.com.

Всего в распоряжении Розенблатта находится около 9 млн доменных имен, которые привлекают 15–20 млн “уникальных” посетителей в месяц. Сумма инвестиций составила более $220 млн. Деньги ушли на закупку доменных имен и создание инфраструктуры поддержки миллионов сайтов.

Собственная рекламная служба Розенблатту не нужна. Он зарабатывает деньги с помощью проверенного инструмента – системы контекстной рекламы AdSense. Ее владелец – компания Google сама находит клиентов, сама размещает рекламу, а затем отчисляет часть заработанных средств.

Чем больше, тем лучше

Такая зависимость от поисковых движков, несомненно, связана с риском. Методы ранжирования результатов поиска, применяемые Google или Yahoo!, могут измениться, что способно привести к снижению популярности сайтов Розенблатта. Но выбора у компании нет: слишком разноплановую аудиторию привлекают ее сайты. “Для нас лучший выход – это передать все права на рекламу таким компаниям, как Google или Yahoo!, – говорит Розенблатт. – Чем крупнее ваш проект, тем больше внимания вам уделяют владельцы поисковых систем. Они стремятся к крупным сделкам”. Мелкие компании просто не могут рассчитывать на такое же внимание и поэтому получают меньшую долю прибыли. К тому же крупной компании легче оправдать значительные фиксированные инвестиции в инфраструктуру, знания и технологии, необходимые для управления подобными интернет-проектами.

“Сегодня я точно знаю, что размер компании очень важен”, – говорит Розенблатт. Это еще один урок, который он извлек из управления проектом MySpace: без поддержки крупной компании, такой, как News Corp, инвестиции, необходимые для быстрого роста, были бы невозможны.

И наконец, есть еще одно преимущество крупной компании: возможность детально изучить вкусы и пристрастия пользователей. “Вы можете делать прогнозы прибыли по каждому сайту и виду контента и принимать более взвешенные решения”, – говорит Розенблатт.

Каждому свое

Самый простой способ привлечения пользователей, который использует Розенблатт, – это коллекции ссылок. Например, в директории Flashgames.com хранится постоянно пополняемая коллекция ссылок на различные игровые сайты. “Одним лишь фактом своего существования этот сайт приносит нам $200 000 в год”, – говорит Розенблатт.

Остальные способы привлечения требуют больше внимания со стороны Розенблатта. Но он рассчитывает, что наполнить несколько миллионов сайтов информацией ему помогут сами же посетители. Эту идею он позаимствовал у своего первого проекта MySpace.com и теперь предоставляет посетителям сайтов простые и удобные инструменты общения и создания контента и надеется, что объем полезной информации на сайтах, а значит, и их популярность будут расти с минимальным участием с его стороны.

Розенблатт лицензировал несколько технологий социального взаимодействия, и сегодня он работает над тем, чтобы внедрить их в сайты компании Demand Media. Если все пойдет по плану, то вскоре пользователи портала eHow.com смогут размещать на сайте собственные рекомендации и читать то, что написали их друзья или пользователи с аналогичной сферой интересов.

Еще в 1999 г. во времена первого интернет-бума была популярна идея так называемых вертикальных порталов, которые собирали бы аудиторию со сходными интересами. Возможно, сегодня программисты говорят на другом языке, но идеи остались прежними.

“Я думаю, что форумы и сообщества будут собирать все более узкую аудиторию”, – говорит Розенблатт. Другими словами, такие сайты, как MySpace.com, которые позволили людям утолить голод общения, будут становиться все более фрагментированными. Пользователи будут концентрироваться вокруг служб и сайтов, посвященных интересам, например садоводству или плаванию на байдарках. Следующим шагом станут личные сайты, которые будут соответствовать запросам каждого пользователя. Компания Demand уже получила лицензию на доменную зону .tv, и вскоре пользователи смогут создавать собственные видео”, – говорит Розенблатт. (FT, 4.04.2007, Полина Михалева)