Внучата Леонида Ильича

Четверть часа – это много или мало? За последние 15 минут 2006 г. Инна Переломова потеряла 250 000 руб. 31 декабря в 23.45 у нее родился ребенок – уже пятый в семье. Как обидно: ведь если бы не злосчастные 15 минут, младенец из Петропавловска-Камчатского стал бы путинским первенцем.

Через девять месяцев после того, как Владимир Путин объявил о “материнском капитале”, рождаемость в России выросла на 8,5%. Таковы данные, о которых отрапортовал президенту первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Неужели заработало? Нет, говорят демографы, просто Медведеву повезло с женщинами. Даже если все эти меры стимулирования останутся незамеченными, рождаемость в России в ближайшие 5–7 лет все равно будет расти. Никакого демографического чуда не произойдет: это последствие беби-бума начала 1980-х.

Количество новорожденных начало расти в 1999 г. Дело не в том, что женщины стали больше рожать, просто увеличилось число самих рожениц. В детородный возраст (18–40 лет) вступило многочисленное поколение 80-х гг. “Эхо войны” до сих пор влияет на демографические циклы. Послевоенный взлет рождаемости затухающими волнами повторялся каждые два десятилетия. Если в 1980 г. родилось 2,2 млн детей, то в 1983-м – почти 2,5 млн. “Сейчас рожают женщины, появившиеся на свет в начале 80-х, их больше, чем матерей предыдущего поколения, поэтому и рождаемость в абсолютных цифрах у нас будет расти в ближайшие 7–10 лет”, – объясняет Александр Авдеев из Центра изучения проблем народонаселения МГУ. Дополнительный запас прочности добавляет и увеличение среднего возраста рожающих первый раз – с 23 до 26–27 лет. Получается, материнский капитал обречен на успех? С точки зрения отчетности да, но выбраться из демографической ямы он не поможет. (Полную версию статьи читайте в журнале SmartMoney и на www.smoney.ru на этой неделе.)