Золотое слово


Все началось с ошибки. Основатели компании Сергей Брин и Ларри Пейдж много дней ломали голову над тем, как назвать молодую фирму. Казалось, все варианты уже исчерпаны. И тогда возникло слово googol, которое по ошибке написали как google. Ошибку заметили только на следующий день, но слово понравилось, и его решили не исправлять.

Математически термин “гугол”, означающий 10 в степени 100 (единица со ста нулями), как нельзя лучше выразил технологическую направленность компании. Слово показалось основателям не только забавным, но и очень современным. За бессмысленным на первый взгляд написанием скрывался глубокий научный смысл. Сегодня слово, родившееся в 1997 г., стоит $66,4 млрд, причем за прошедший год его стоимость выросла на 77%. При этом рыночная капитализация всей компании равна $148 млрд.

Google прочно вошла в повседневную жизнь практически каждого интернет-пользователя, при этом компании не пришлось тратиться на рекламу и промоакции, которые считаются основой продвижения потребительских товаров и услуг. Однако дело не обошлось без мощной поддержки. Чтобы расширить сферы влияния, компания стремилась к сотрудничеству с гигантами отрасли. Партнерство с AOL, которая на тот момент была лидером интернет-сектора, способствовало популяризации бренда Google, а яркие цвета сделали поисковик запоминающимся.

Google не чуждается и традиционной рекламы, хотя в этих аспектах она предпочитает взаимодействовать с партнерами. Выходя на новый рынок, Google стремится к поддержке местных компаний. Например, в Японии была проведена совместная рекламная акция Google и оператора мобильной связи KDDI.

Однако специалисты отрасли не могут не задаваться вопросом: сможет ли Google и дальше удерживать лидирующие позиции в Интернете или в будущем неизбежно сольется с общей массой компаний? “Компании обязательно нужно помнить о своих пользователях. Именно недовольство потребителей привело Microsoft к глубокому кризису, – говорит Элиот Филлипс, специалист по интернет-компаниям из Lippincott Mercer, консультанта по брендам. – Сегодня Google доминирует в своем основном бизнесе (на рынке интернет-поиска) и активно осваивает смежные отрасли. В аналогичной ситуации 15 лет назад находилась Microsoft, а 30 лет назад – IBM”.

Многое зависит от того, насколько успешно Google будет продвигать услуги и продукты, которые изначально привели ее к успеху. Именно такую стратегию многие специалисты считают залогом успеха. Бренд компании, которой менее 10 лет от роду, все еще базируется на амбициях ее основателей. Стремление к совершенству и вера в идеалы науки привели Google на вершину рейтинга самых дорогих брендов мира. Но даже малейшее отступление от этих принципов может ей дорого обойтись. Решение подвергнуть цензуре китайскую версию поисковика показало всю остроту проблемы.

Это, однако, не единственная опасность, которая подстерегает молодую компанию. Технологии, которые помогли Google стать на порядок выше, чем конкуренты, устаревают. “То, что когда-то казалось технологической революцией, сегодня является общепринятой практикой”, – говорит Филлипс. (FT, 23.04.2007, Полина Михалева)