Магазинов хватает


“В первые месяцы этого года цены на рынке выросли неощутимо, крупных сделок было немного”, – рассказывает Галина Сорокина, независимый эксперт по коммерческой и загородной недвижимости. По данным Сергея Винтаева, руководителя департамента оценки компании “Спектр недвижимости”, рост цен на торговые площади за I квартал 2007 г. составил около 5%, и то за счет “наиболее интересных и качественных объектов”. Владимир Ерофеев, заместитель генерального директора риэлторско-строительного центра “Мабис”, добавил, что отдельные современные торговые центры, отвечающие последним требованиям рынка, могли рассчитывать на прирост цен до 10%. А вот собственники неудачных ТЦ, с низкой проходимостью места, без лифтов и парковок, об увеличении цен не могли и мечтать, отмечает Винтаев.

Арендные ставки, по информации Сорокиной, за I квартал также увеличились несущественно. Риэлторы говорят, что их изменение полностью зависело от класса объекта, средний рост ставок аренды они определить затруднились. “С начала года ставки растут на уровне инфляции”, – считает Ерофеев.

Виктор Антипов, генеральный директор компании “Индэст-Development”, говорит о том, что рынок торговых помещений Самары перестал расти в количественном и начал развиваться в качественном отношении. “Повышаются доходы потребителей, и их требования к качеству торговых объектов все время растут”, – объясняет он.

За I квартал 2007 г. не было реализовано ни одного крупного проекта в сфере торговой недвижимости. Все заявленные масштабные ТЦ планируются к сдаче в 2008–2009 гг. Наиболее крупные объекты среди них “Мега” компании IKEA (130 000 кв. м), ТРЦ “Планета” (120 000 кв. м), ТРК компании “Виктор и Ко” (около 90 000 кв. м), ТЦ “Бристоль” (55 000 кв. м) и торговый центр ГК “Берег” (53 000 кв. м).

Большинство проектов реализуют местные девелоперы. В 2007 г. об экспансии в Самару заявила питерская компания “Макромир”, которая планирует начать строительство ТРК площадью от 70 000 до 100 000 кв. м. “Национальные игроки часто объявляют о планах прихода в Самару, но эти намерения реализовать удается далеко не всем”, – говорит Антипов. Он объясняет это административной закрытостью региона и отсутствием подходящих для строительства ТЦ земельных участков. О своем проекте объявила и дочерняя компания холдинга “Марта” – “РТМ Девелопмент”. В текущем году компания намерена начать строительство ТЦ площадью 48 000 кв. м. Комплекс возведут на границе трех районов Самары – Промышленного, Кировского и Советского. Объем инвестиций составит $50 млн.

В I квартале самыми востребованными были торговые помещения площадью 150–200 кв. м, говорит Ерофеев. По словам Юлии Чемпинской, заместителя директора по риэлторской деятельности компании “Поволжский центр развития”, большим спросом пользовались и помещения под мелкие магазинчики – площадью от 10 до 70 кв. м. “Они как раз в дефиците, – говорит она. – Высок спрос и на нежилые помещения на первых этажах жилых домов”.

Наибольший спрос на торговые площади отмечается сейчас в историческом центре, в двух торговых коридорах города – районе Московского шоссе и ул. Ново-Садовой, а также в районе ул. Гагарина, Стара-Загора, Победы, проспекта Кирова.