Торговые сети хотят в Казань


Эксперты утверждают, что строительный бум в сфере торговой недвижимости в Казани приостановился. Сейчас в городе возводятся небольшие объекты, например микрорайонные торговые центры, реализующие товары повседневного спроса. Заместитель генерального директора компании “Единая арендная система” Андрей Гируцкий говорит, что дальше рынок будет развиваться в качественном отношении. “Следует ожидать постепенного вымирания торговли на открытых рынках – не только в силу административного давления, но и по экономическим причинам – она проигрывает дискаунтерам и стоковым магазинам”, – поясняет эксперт.

Об активном развитии формата дискаунтеров говорят и в городской администрации. Зульфия Хайруллина, главный специалист комитета потребительского рынка и услуг, утверждает, что в последнее время в разных частях города все чаще открываются такие магазины, как “Пятерочка”, “Магнит”, “Гроссмарт”. “Компании ищут для них встроенно-пристроенные помещения в жилых домах, располагающиеся на первых линиях, предпочитая “садиться” только на проверенные места, с очень высокой проходимостью”, – рассказывает Хайруллина.

Единственным крупным объектом торговой недвижимости, открытым в I квартале 2007 г., стал молл “Парк Хаус” общей площадью 70 000 кв. м. в Ново-Савиновском районе. Инвестор – Майнлбанк, девелопер и управляющая компания – Mall Management. По словам Алексея Ванчугова, пресс-секретаря управляющей компании, значимых конкурентов у молла в ближайшем окружении нет и они уверены в его успехе. В “Парк Хаусе” большая “Планета развлечений”: рестораны, фуд-корт, боулинг, кинотеатр и детская зона занимают почти 10 000 кв. м. Якорными арендаторами стали Real, “Техносила”, “Спортмастер”.

По оценке Гируцкого, сейчас в Казани идет оттягивание покупательских потоков в наиболее крупные торговые центры с сильной развлекательно-досуговой составляющей. “Наилучшую посещаемость можно наблюдать в “Меге”, “Тандеме” и “Парк Хаусе”. Хотя там немало и праздно шатающейся публики. В “Мегу”, к примеру, молодежь идет в основном на каток”, – уточняет он.

На III квартал 2007 г. намечено открытие торгово-развлекательного комплекса “Детский мир” в Вахитовском районе Казани, недалеко от станции метро. По сообщению пресс-службы девелопера проекта, компании “Система-Галс”, объект общей площадью 20 671 кв. м построен на участке в 0,642 га. Объем инвестиций в компании не раскрывают. На торговой площади более 12 000 кв. м разместятся около 30 арендаторов, включая магазины одежды и спортивных товаров, бутики парфюмерии и косметики и т. д. На начало апреля арендаторы найдены на 70% торговых площадей.

Рядом с “Детским миром” местная компания “Эдельвейс Групп” в ноябре 2006 г. сдала первую очередь ТРЦ “Кольцо”. Вторую очередь комплекса планируется сдать к 2008 г.

А девелопер ТРЦ “Родина” – компания “Элгра” решила реконструировать и перепрофилировать под многофункциональный комплекс бывший одноименный кинотеатр – памятник архитектуры, расположенный в самом центре Казани, на бутиковой пешеходной ул. Баумана. ТРК планируется открыть в июле 2007 г. После реконструкции общая площадь комплекса составит 25 000 кв. м, в нем расположатся двухуровневые магазины по 200–300 кв. м. Впрочем, собственно торговых площадей в комплексе будет всего 2500 кв. м, сейчас они предлагаются не в аренду, а в собственность по цене 90 000 руб. за 1 кв. м. Остальные площади запланированы под офисы и развлекательную зону.

Сеть “Бахетле” объявила о строительстве в Казани третьего по счету крупного торгового центра под одноименным названием. По информации отдела маркетинга компании, трехэтажный комплекс площадью более 30 000 кв. м, строящийся по ул. Оренбургский Тракт, будет сдан к декабрю 2007 г.

По информации Дмитрия Зотова, генерального директора компании “Торговый квартал”, намерения по выходу в регион имеют израильский девелопер “Фишман Групп” и Dorinda Holding S.A. из Санкт-Петербурга. “Фишман Групп” присматривает участок для возведения гипермаркета товаров для дома “Хоум центр” площадью 10 000 кв. м.

По словам Андрея Николаева, директора регионального представительства компании Dorinda Holding S.A. в Казани, в настоящий момент компания заключает договор на приобретение двух земельных участков площадью 3–5 га каждый. “Пока сделка не завершена, могу сказать только то, что участки расположены в густонаселенных спальных районах, в разных частях города. Примерная площадь будущих гипермаркетов – около 20 000 кв. м. Кроме того, в планах компании – развивать в Казани сеть продуктовых супермаркетов”, – сообщает Николаев.

Делая прогнозы относительно дальнейшего развития рынка, Елена Кипенко, консультант С&W/S&R, говорит, что спрос на торговые площади со стороны арендаторов будет сохраняться в связи с появлением в Казани новых марок и торговых сетей. Правда, этот спрос будет меньше, чем в 2006 г. “Сейчас в городе достаточно вакантных площадей от 50 до 500 кв. м. Нет достойных предложений крупных торговых помещений в 3000–5000 кв. м”, – говорит она.

По мнению Алексея Бастракова, директора АН “Сувар-недвижимость”, ставки аренды с начала года практически не изменились. “Если где-то и наблюдается небольшой рост ставок, то это скорее зависит от удорожания коммунальных услуг и инфляционных издержек”, – считает он.

Тенденцию к небольшому росту отмечает Леонид Рахимов, генеральный директор компании “Сити-центр” (управляет ТЦ XL, “Сувар-плаза”): “Ставки аренды в некоторых торговых центрах выросли, но в пределах 10%. Я связываю это с колебанием курса доллара”.

По отзывам риэлторов, соотношение сделок по аренде и купле-продаже традиционно не в пользу последних. “Приобретений в собственность крупных объектов с начала 2007 г. не было”, – утверждает Бастраков. Эту информацию подтверждает и Рахимов. “Сделки по купле-продаже крупных торговых центров еще впереди. Ближе к осени вы об этом узнаете”, – интригует эксперт.