ВЕКТОР


Национальная резервная корпорация (НРК) не исключает продажи 30%-ной доли в “Аэрофлоте”, заявил вчера ее совладелец, депутат Госдумы Александр Лебедев. Сам он уверяет, что его слова – это не намерение, а лозунг любого инвестора. “Мы так заявляем, с тех пор как купили [в 2003 г. пакет “Аэрофлота” у компании Романа Абрамовича Millhouse Capital], а по правильной цене можно и продать”, – объясняет он и напоминает, что за четыре года капитализация авиакомпании выросла с $400 млн до $3 млрд. И было бы неплохо выйти из проекта, перепродав долю в перевозчике с прибылью. К тому же миноритарный акционер недоволен менеджментом компании. Да и его отношения с администрацией президента (председатель совета директоров “Аэрофлота” – Виктор Иванов, помощник Владимира Путина) безоблачными не назовешь. Но выйти из проекта НРК будет непросто. Государство не хочет терять контроль над крупнейшей авиакомпанией страны и вот уже несколько раз откладывало приватизацию госпакета (51%). В такой ситуации найти покупателя нелегко: он, как и цена, должен быть правильным.

Осмелели

Долгие годы глобальные IT-корпорации не решались самостоятельно поставлять свою продукцию в Россию. Исключением, подтверждающим правило, была лишь американская Sun Microsystems. Иностранцы предпочитали продавать технику за рубежом, а ее ввозом в нашу страну занимались российские компании. Причем “железо” импортировали фирмы-однодневки, к которым формально крупные игроки рынка не имели отношения. Но с тех пор многое изменилось. Недавно о намерении организовать прямые поставки своей продукции в Россию объявили крупнейший в мире сборщик компьютеров Hewlett-Packard и производитель оборудования для работы в Интернете Cisco Systems.

Перелом в сознании производителей произошел год назад. До недавних пор правоохранительные органы частенько накладывали арест на целые партии товаров, которые, по их мнению, были ввезены в обход закона. Летом 2005 г. сотрудники управления “К” арестовали склад компании K-Systems с техникой на $2 млн. Тогда же МВД арестовало партию телефонов стоимостью примерно $50 млн. Как правило, судьба попавших в руки милиции товаров была неизвестна. Но министр экономического развития Герман Греф год назад на заседании правительства говорил, что следователи продают конфискат “по бросовым ценам”. В марте 2006 г. сотрудники управления “К” МВД изъяли у “Евросети” более 167 000 телефонов Motorola. Вскоре милиционеры объявили об уничтожении 50 000 аппаратов. Но осенью оказалось, что около 30 000 из них были проданы в регионах. “Евросеть” уведомила о своих проблемах президента Владимира Путина. Эта история получила широкий общественный резонанс. В результате депутаты Госдумы совместно с Минэкономразвития пишут поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, чтобы упорядочить процедуру продажи конфиската. А производители получили возможность без опаски ввозить свою продукцию в Россию.

Непродажный пакет