РЖД идет на восток


Правительство Саудовской Аравии готовится к отбору поставщиков систем управления движением, подвижного состава, а также управляющей компании для строящейся железной дороги “Север – Юг”, сообщил “Ведомостям” сотрудник минфина этой страны. По его словам, сейчас власти собирают с претендентов на участие в конкурсе так называемые “письма заинтересованности”. Тендер будет объявлен через месяц, когда комиссия ведомства определит список участников.

Имена потенциальных претендентов сотрудник минфина Саудовской Аравии назвать отказался. Но гендиректор торгового дома РЖД (создан в марте 2007 г. для продвижения компании на международные рынки) Анатолий Володин рассказал “Ведомостям”, что 14 апреля монополия уже направила “письма заинтересованности” в Саудовскую Аравию. РЖД хочет поучаствовать в двух тендерах – на управление дорогой и на оснащение ее оборудованием, говорит он. В своих письмах РЖД указала финансовые показатели за пять лет, перечислила реализованные проекты и имеющиеся сертификаты. “Это не бизнес-план, а демонстрация возможностей”, – уточняет Володин. Сотрудник минфина Саудовской Аравии подтвердил факт получения письма от РЖД.

Для монополии это уже не первая попытка начать бизнес в Саудовской Аравии. В прошлом году компания участвовала в тендере на строительство одного из участков железной дороги “Север – Юг”, но проиграла, говорит топ-менеджер РЖД.

Но теперь у монополии больше шансов на победу, уверен Володин. РЖД владеет и управляет 85 000 км полотна и 630 000 грузовых вагонов. А проектированием систем управления движением занимается “дочка” компании – ВНИИ автоматики и связи. Контракты на производство систем управления движением будут подписаны во второй половине 2007 г., сроки поставок – 2010–2011 гг., говорит Володин. Когда предполагается определить управляющую компанию дороги “Север – Юг”, ни Володин, ни сотрудник минфина Саудовской Аравии говорить не стали. Известно лишь, что эксплуатация ветки начнется в 2012 г. А контракт с оператором будет заключен на пять лет. “Правительство Саудовской Аравии привлекает профессионалов, которые помимо управления железной дорогой должны за это время обучить местный персонал”, – поясняет Володин.

Стороны отказываются назвать стоимость проектов. В минфине Саудовской Аравии ссылаются на пункт о коммерческой тайне. РЖД это неизвестно. “На этапе “писем заинтересованности” нет необходимости говорить о суммах – мы ведь не несем перед правительством Саудовской Аравии никаких обязательств”, – уверяет Володин. Но это точно несколько миллиардов долларов, добавляет он.

В случае победы РЖД выберет партнера из числа местных компаний, говорит Володин. Имени он не называет.

РЖД – одна из крупнейших в мире транспортных компаний, говорит ректор Российской школы экономики Сергей Гуриев. Причем специализируется она именно на грузовых перевозках. Это ее конкурентное преимущество, ведь большой “Север – Юг” строится в первую очередь именно для грузовых перевозок.

Но президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский не разделяет оптимизма РЖД. Он указывает, что для победы в тендере надо иметь близкие контакты с влиятельными членами королевской семьи, а проект должен продвигаться местными авторитетными партнерами. К тому же ни в одном государстве Востока никогда не было и не будет независимых управляющих компаний, уверен он.