СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Рискуйте управляемо


То, что в жизни западных компаний давно стало чем-то само собой разумеющимся, у нас до сих пор воспринимается как экзотика. Национальные особенности восприятия влекут за собой не самые приятные последствия.

Вот примеры: две перспективные компании нефтехимической отрасли на фоне российского бума IPO стремятся вывести обращение своих акций в Лондон на биржевую площадку AIM. Обе компании нанимают консультантов, помочь подготовить пакет необходимых документов. Но все напрасно. Одна из компаний признается, что не учитывает и не оценивает риски, связанные с производственной деятельностью, а также не имеет программы по снижению их влияния на финансовые результаты. В другой консультанты обнаруживают полное отсутствие системы внутреннего контроля и выясняют, что менеджмент компании не отдает себе отчета в ее необходимости. Акции ни одной из компаний так и не попали на биржу.

Еще одна компания поспешила с выходом на биржу, не уделив достаточного внимания зрелости внутренних процедур. И теперь менеджменту приходится отбиваться от упреков со стороны акционеров в невысокой эффективности корпоративного управления, медленной подготовке финансовой отчетности, формальной работе комитета по аудиту, не работающей, хотя и заявленной системе управления рисками.

Во всех трех примерах проблема одна и та же. Российские менеджеры вспоминают о системах управления рисками и внутреннего контроля только после получения формальных претензий со стороны биржи или западных акционеров. Хуже того, зачастую отсутствие таких систем мешает компаниям выходить на новые рынки капитала.

На Западе осознание необходимости таких систем формировалось в течение десятилетий и подкреплялось не только показательными и катастрофическими банкротствами компаний, но и операционными ошибками менеджмента, неэффективными сделками, фактами мошенничества и сговора, часть из которых становились публичными.

Для предотвращения и снижения подобных проявлений регуляторами были разработаны и приняты нормативные требования и рекомендации: Combined Code в Великобритании, OECD Principles of Corporate Governance в Европе, закон Сарбейнса – Оксли в США.

Для крупных публичных европейских компаний наличие таких систем так же естественно, как, например, наличие совета директоров или любого другого элемента системы корпоративного управления. Это один из обязательных компонентов, позволяющих эффективно управлять компанией и обеспечивать ей развитие. В нем заинтересованы не только акционеры и менеджмент, но и регуляторы рынка.

Когда западные инвесторы рассматривают компанию в качестве потенциального объекта для вложения средств, то фокусируются на качестве бизнес-плана, прогнозных значениях финансовых и операционных показателей, доверии к менеджменту, ретроспективных данных финансовой отчетности. А вот вопрос о наличии в компании системы управления рисками и внутреннего контроля возникает либо одним из последних, либо может вообще не возникнуть. Им и в голову не приходит, что этого может не быть в компании, претендующей на публичность и прозрачность. Отсутствие системы внутреннего контроля может стать сюрпризом для потенциальных инвесторов, и сюрпризом не их приятных.

В России пока нет законодательно утвержденных документов, требующих от компаний наличия системы управления рисками и внутреннего контроля, но значит ли это, что рисков в деятельности российских предприятий меньше и такая система им не нужна?