Toyota – крупнейший автоконцерн в мире


GM удерживала звание “крупнейшего автопроизводителя в мире” на протяжении 76 лет. Но последние годы GM, как и другие американские автопроизводители, переживает кризис и вынуждена сокращать производство – освободившееся место на рынке занимают конкуренты, и в первую очередь Toyota. Вчера японская компания сообщила, что выпустила в I квартале 2,37 млн автомобилей и продала 2,35 млн. Таким образом, она впервые опередила GM, у которой соответствующие показатели составили 2,34 млн и 2,26 млн машин.

У Toyota есть все шансы обойти GM по итогам года. В 2006 г. разница в объемах выпуска составила всего 162 000 машин: 9,018 млн у Toyota против 9,18 млн у GM. При этом японская компания показала 10%-ный рост производства, а у GM он составил лишь 0,5%.

В этом году Toyota согласно обнародованным в декабре планам намерена выпустить 9,42 млн автомобилей (+4% к 2006 г.) и продать 9,34 млн (+6%). GM подобных прогнозов не объявляла. В I квартале этого года темпы роста продаж у компаний составили 9,2% и 3% соответственно. “Все в автомобильном мире ждут, что Toyota обойдет GM в 2007 г.”, – говорит Коджи Эндо, аналитик по автосектору Credit Suisse в Токио.

Празднований по поводу своего успеха в Toyota не планируют. “Наша единственная цель – быть первыми в том, что касается качества, – заявил вчера представитель Toyota, отказавшись комментировать смену лидера. – Пусть цифры говорят сами за себя”.

На главном рынке, американском, Toyota планомерно отвоевывает позиции и уже обошла Chrysler, заняв третье место с 16% (у Ford Motor – 17%, GM – 22%). Экономичность и экологичность автомобилей Toyota сыграли важную роль в привлечении американских водителей, которые в эпоху растущих цен на бензин стали отказываться от популярных ранее прожорливых отечественных внедорожников. А продажи Lexus выросли в 2006 г. на 7% до 322 000, в результате чего он стал бестселлером среди автомобилей премиум-класса. В прошлогоднем исследовании надежности трехлетних автомобилей, проведенном авторитетным агентством J.D. Power and Associates, Lexus 12-й год подряд занял первое место среди автомобилей всех классов. Марка Toyota также оказалась лидером в четырех сегментах.

Toyota известна не только технологическими, но и бизнес-инновациями, включая рационализацию процесса производства, которая позволяет минимизировать складские запасы, и мотивацию для рабочих предлагать усовершенствования. Сотрудникам также предлагается пожизненная занятость, благодаря чему Toyota в последний раз прибегала к массовым увольнениям в 1950 г. В последние четыре финансовых года компания показывала рекордную прибыль. В то же время GM понесла в 2005–2006 гг. совокупный убыток в $12,4 млрд и сейчас закрывает заводы и увольняет десятки тысяч рабочих.

За последние 20 лет рыночная капитализация Toyota выросла в шесть раз, тогда как акции GM вчера стоили на 10% меньше, чем два десятилетия назад.

Чтобы выйти из кризиса, GM, в частности, делает ставку на развивающиеся рынки. Она занимает первое место по продажам в Китае: в 2006 г. они выросли на 32% до 876 747 автомобилей. Компания также строит новый завод в Индии, скоро начнет строительство завода и в России.

Toyota в России уже пять лет входит в тройку самых продаваемых иномарок (95 689 автомобилей в 2006 г.). GM наступает ей на пятки: без внедорожников Chevrolet Niva ее продажи превысили 90 000. При этом GM демонстрирует более быстрый рост: в I квартале 2007 г. продажи ее марок Opel и Chevrolet выросли на 243% и 109% соответственно, тогда как результат Toyota составил 95%, что, однако, позволило ей сохранить второе место после Ford. Чтобы поддержать продажи в России, японская компания откроет в стране дочерний “Тойота Банк” (см. статью на стр. Б6). (Использованы материалы AP, WSJ.)