Атлант Гергиев


Зал на улице Писарева уже привыкли называть “Мариинский-3”, имея в виду, что историческое здание – это Мариинка-1: планировавшаяся ее капитальная реконструкция отложена до того, как построят спроектированную Домиником Перро новую сцену – Мариинку-2, которая пока находится на стадии нулевого цикла, то есть пустыря, где ведутся подготовительные работы.

В отличие от нее концертный зал проектировали меньше года, а строили чуть больше. Доводка растянулась до конца апреля. Зато сейчас Валерий Гергиев не без вызова попросил указать ему в стране театральное помещение, которое по противопожарным кондициям превосходило бы эту новую площадку.

Такая забота более чем оправданна – гореть, не приведи господи, есть чему: все сложносочиненное пространство зала сверху донизу обшито деревом. Ребристые панели создают отличную акустику, за которую отвечал крупнейший специалист в этой области Язу Тойота: 1100 слушателей (столько вмещает зал) сидят на нескольких уровнях со всех сторон, перед оркестром, сбоку и сзади, вровень с ним и много выше, но слышно отовсюду прекрасно.

В чем теперь смогла убедиться публика, пришедшая послушать “Море” Дебюсси и Четвертую симфонию Малера. Программа оказалась братским приветом Петербургу от московского Пасхального фестиваля – еще одного проходящего сейчас грандиозного гергиевского мероприятия. Кроме того, исполнение Четвертой симфонии дало старт циклу из всех симфоний Малера.

Антологии “Имярек complete” – излюбленный жанр Валерия Гергиева, который то на сцене воздвигает “всего Прокофьева” или “все “Кольцо Нибелунга”, то на концертной эстраде – “Все симфонии Шостаковича” (которые дирижер назвал “крупнейшей нашей удачей”).

Валерий Гергиев сравнил исполнение грандиозных произведений вроде Восьмой симфонии Малера или сочинения Софьи Губайдулиной на 160 минут с неподъемной штангой. Однако сейчас, как он считает, можно взять и такой вес. Маэстро скромничает – если по качеству работы его не всегда можно сравнить с искусным Гефестом, то по масштабу деятельности он, безусловно, атлант, держащий на плечах небесный свод.