ИЗБРАННОЕ ЧТЕНИЕ: Рождение воды


Ген Эдуардович Стратов – выпускник МИМО (оцените шутку), последний, хотя и первый секретарь московского комсомола (новая шутка), затем стихийный бизнесмен начала 1990-х – делает миллиардное состояние на добыче редкоземельных металлов. Попутно женится на бывшей однокласснице, очаровательной и темпераментной Ашке, становится отцом двух чудо-детей и узником тюрьмы “Фортеция”. Между этими событиями и персонажами фланирует немолодой, но заслуженный писатель, автор 25 романов, Базз Пауль Окселотл. Свою новую книгу он плотно заселяет героями из прежних сочинений – со Стратовым в “Фортеции” томятся герои из “Ожога”, “Желтка яйца” и “Бумажного пейзажа”.

“Редкие земли” неплохо придуманы – чего стоит хотя бы емкое название. Метафора “редкие земли” в лучших классических традициях, разумеется, многосоставна. Редкоземельные элементы действительно существуют и широко используются в промышленности. Но в конце романа для самых непонятливых раскрывается и метафизический смысл “редкости”. Редкие земли Вселенной – это все “земные твари”, в частности люди. Но и среди редких есть редчайшие, такие как сын Стратова Никодим, стройный 13-летний богатырь, который знает все языки, скользит на серфинге словно бог морской и растет не по дням, а по часам. Уж не суждено ли ему стать родоначальником новой расы? Даром ли имя его отца – Ген, матери – Ашка, а это не только сокращение от Наташки, но и аш – атом водорода, основа основ, самое легкое на свете вещество, входящее в молекулу воды. И зачат Никодим был в жерле африканского вулкана, в котором предположительно появился первый человек Адам.

И все же, несмотря на изобилие авторских намеков и подсказок, мальчику у истоков новой расы, похоже, не встать. Да и подсказки, и символы эти лучше не пытаться разгадывать до конца. Не потому, что сведение это всегда чревато уплощением. Но расшифровка приведет нас, скорее всего, не к основам бытия, а в Биаррицу, в домик старого сочинителя Базза Петропавловича, который настаивает на том, что пишет “романы самовыражения”.

Возможно, именно поэтому из-за вездесущего и доминирующего “само-” неплохо придуманные “Редкие земли” оказались так плохо написаны. Смазанная и страшно приблизительная картина жизни бизнес-элиты, необъяснимые недомолвки и замалчивания (почему, например, о дочери Стратова почти ничего не говорится, а о сыне так много?), то и дело замирающее действие, немотивированные вторжения на сцену господина автора, которые выглядят не как литературная игра.

Нет, скорее как тяжелые и беспомощные вздохи растерянности, непонимания: что же мне так больно и так трудно? Что хочется сказать и выразить? Горькую ли обиду за комсомол, который был не только “палаческой комсой”, но еще покровительствовал авангарду и джазу – и, значит, считает Аксенов, пророс, как нежная хвоя тамариска на “корявых стволах уродливой идеологии”? Огорчение, что последние комсомольцы все равно проиграли, а “скрытно-большевики” торжествуют (писатель настойчиво разделяет одних и других)? Что поэтом – а по роману раскидано несколько обескураживающе беспомощных стихотворений – Баззу Окселотлу точно не быть? А гражданином быть бесполезно – легко узнаваемый прототип Гена Стратова Михаил Ходорковский по-прежнему коротает дни в заключении? Что “роман разваливается”? Нет ответа. И, быть может, это лучшее, что есть в аксеновском тексте, – он честно остановился как раз на этом тяжелом вздохе и сознании собственного проигрыша.