Леваев вознаградит всех


AFI Development до 3 мая планирует разместить на LSE в виде GDR до 19,1% (а с учетом опциона банков-организаторов – 20,6%) акций нового уставного капитала. Ценовой коридор предстоящей сделки – $10–13 за бумагу (каждая расписка выпускается на 1 акцию). Таким образом, объем размещения может составить $1–1,4 млрд, а капитализация компании после IPO – $5,2–6,9 млрд.

В компании и ее “дочках” работает 411 сотрудников. Как оказалось, каждый из них может стать акционером AFI Development. По усмотрению специального комитета компании все сотрудники и члены совета директоров компании (кроме независимых), холдинга и “дочек” могут стать участниками опционного плана, говорится в инвестмеморандуме холдинга (есть в распоряжении “Ведомостей”). Тем не менее сейчас опционы запланированы только для старшего менеджмента “дочек”, директоров и ключевого персонала. Когда все сотрудники смогут стать совладельцами AFI Development, в меморандуме не указано.

Лимит для опционов выделен щедрый: в каждые 10 лет для поощрения сотрудников не может быть использовано больше 10% обыкновенных акций компании, говорится в меморандуме. 0,5% из них AFI Development уже выдала. 13 апреля восемь членов совета директоров и старших менеджеров AFI Development, а также сотрудники и директора других компаний Africa Israel Group получили в общей сложности 2 623 632 GDR. По нижней границе ценового диапазона этот пакет стоит $26,2 млн. Например, по 423 850 GDR стоимостью не менее $4,24 млн получили директор по развитию бизнеса “Стройинкома-К” Юрий Горелов и его операционный директор Алекс Столярик, а пришедшая в компанию прошлым летом финансовый директор Наталья Разумовская получила 254 310 GDR на сумму не менее $2,54 млн.

Эти менеджеры заплатят за бумаги компании ровно ту же цену, что и инвесторы в ходе IPO, говорится в меморандуме. Но случится это через несколько лет. Первую треть они должны оплатить через два года, вторую треть – через три и оставшееся – через четыре года с момента получения опциона. Для всех других сотрудников стоимость бумаг будет определена как средневзвешенная между ценой спроса и предложения одной GDR на момент закрытия торгов в день, предшествовавший дате предоставления опциона. Правда, за рассрочку придется платить лояльностью компании. Уволившись, сотрудник лишается права на опцион.

“На моей памяти это первый пример в России, когда компания предоставляет возможность опциона всем сотрудникам, даже линейному персоналу”, – удивляется партнер хедхантинговой компании Rushunt Татьяна Андриевская. В стандартной практике крупных публичных компаний опционы распределяются среди топ-менеджеров, продолжает она. Единственный похожий пример в России – “Тройка Диалог”, владелец которой Рубен Варданян выплатил бонусы всем сотрудникам после того, как капитализация компании превысила $1 млрд, добавляет консультант Bordin & Partners Алексей Тихонов.

На Западе практику опционов для всех сотрудников используют инвестбанки с небольшим штатом, говорит Тихонов. Но в России об эффективности такой меры консультанты спорят. Каждый сотрудник сможет почувствовать себя “маленьким владельцем бизнеса” и будет лично заинтересован в успешной работе компании, рассуждает Андриевская. К тому же это позволит привлечь наиболее качественные кадры. “Выходит, что реализовать опцион сотрудники AFI Development смогут не раньше чем через четыре года. Неизвестно, как изменится за это время рынок недвижимости и бизнес этой компании, – парирует Тихонов. – Выходит, шаг скорее декларативный”.