Место в реестре


Реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС создала в 2004 г. Сейчас в нем, рассказал руководитель управления ФТС Андрей Кудряшев, зарегистрированы 864 марки.

Компании, включившие в реестр товарные марки, смогут оперативно получать от таможенников уведомления, что обнаружена подделка под него или продукцию ввозит не уполномоченный на это импортер. В обоих случаях товар признается контрафактом. Но чтобы это сделать, таможенникам нужно заявление правообладателя. До этого таможенники могут лишь приостановить выпуск продукции, а возбудить дело – нет. На поиск правообладателей, которых нет в реестре, у них уходит много времени.

“Если товар не включен в реестр, таможенники предпочитают [с ним] не связываться”, – отмечает Кудряшев. Ведь без заявления владельца товарной марки суды не признают правоту таможенников, говорит он.

Время от обнаружения контрафакта таможенниками до возбуждения дела может занимать не больше трех часов, говорит Алексей Кислицын, менеджер по защите бренда Procter & Gamble. P&G одной из первых зарегистрировалась в реестре. Это позволяет быстро реагировать на ввоз контрафакта, доволен Кислицын, – “на каждом таможенном посту своего представителя не посадишь”. В выигрыше и таможенники – им легче выполнять плановые показатели.

Компании уже почувствовали активизацию таможенной службы. В 2006 г. было обнаружено 160 000 единиц контрафактной продукции, к административной ответственности привлечены 450 импортеров и продавцов контрафакта, ликвидирован канал ввоза этикеток и ярлыков для производства подделок в России, радуется управляющий по защите товарных знаков Nike в России Константин Райнот. В 2004 г. к ответственности привлекали в трех случаях из 10, а сейчас – в восьми, говорит он.

Серый импорт P&G снизился на 25–30%, отмечает Кислицын.

В 1999 г. контрафакт во многих категориях потребительских товаров достигал 60%, а сейчас упал до 15–17%, отмечает исполнительный директор ассоциации “РусБренд” Алексей Поповичев. На рынке табачных изделий доля контрафакта ниже 2%, говорит он.

В аналогичных реестрах европейских стран зарегистрировано до 5000 товарных знаков, говорит Кудряшев. От производителей бытовой техники ФТС получила лишь пять заявок на включение в реестр, сожалеет он, от производителей парфюмерии – три, а фото-, аудио-, видеопродукции и автозапчастей – вообще ни одной.

Между тем зарегистрироваться в реестре просто, рекламирует новую возможность Кудряшев. Нужны учредительные документы, подтверждение прав на марку и т. п. Процедура бесплатная.

Регистрируя каждую марку, компания должна внести на банковский депозит обеспечение в 500 000 руб. Это нужно, чтобы в случае неправомерной задержки товара по подозрению в контрафакте таможенники могли выплатить невиновным компенсацию, говорит Кудряшев.

Иностранным компаниям зарегистрировать марки в реестре несколько сложнее, отмечает юрист юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Елена Белозерова.

Несмотря на это, даже компаниям, у которых пока нет проблем с использованием товарного знака, имеет смысл включать знаки в реестр, говорит юрист DLA Piper Вильгельмина Шавшина.

Не рассчитывая целиком на импортеров, ФТС хочет облегчить работу с контрафактом. По словам Кудряшева, служба готовит поправки, которые позволят задерживать товар без заявления правообладателя и уничтожать после решения суда.