ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Амнистия амазонкам


На одном из конкурсов, проводившихся в прошлом году “Интерньюсом”, обучившим за 10 лет своего существования 15 000 журналистов и менеджеров, в основном региональных телекомпаний, и ныне, увы, приостановившим свою деятельность, я имел честь присутствовать и даже выступал, чем горжусь. Там и познакомился с “Байкальскими амазонками”, журналистками и автомобилистками из Иркутска.

Оказалось, есть такое женское автомобильное сообщество. Поговорили, обменялись контактами, но так получилось, что их следы потерялись. И вдруг на нашем сайте появилась одна из них с просьбой о помощи. Проблема оказалась к тому же и гендерной. Их подруги “Байкальские амазонки” из города Улан-Удэ опасаются, что скоро у владельцев несертифицированных автобусов (а это корейские автобусы) отнимут лицензии. При этом все водители в кредитах как в шелках. При чем здесь женщины? Невероятно, но факт: в Бурятии много женщин – водителей маршруток, и есть опасение, что появившееся постановление № 637 правительства РФ от 30 октября 2006 г., утвердившее “Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек”, может лишить средств к существованию более 4000 водителей (среди которых, напомню, много женщин) и членов их семей.

Для получения лицензии претендент должен иметь автомобиль, отвечающий требованиям для перевозки пассажиров и допущенный к участию в дорожном движении. Вот тут-то и загвоздка. Например, не так давно появились требования к автобусам среднего по вместимости класса иметь вторую (аварийную) дверь. Китайцы быстро сориентировались, сделали и получили сертификацию, а корейцы продолжают выпускать однодверные автобусы. Женщины, должники банков, просят хотя бы отсрочить на пять лет (срок лицензии) это постановление, пока не рассчитаются по кредитам. Сертификация секонд-хэнда евронормами не предусматривается, но коммерческое его использование у нас запретить могут по ряду параметров, как запретили в некоторых городах использование автобусов ПАЗ-3205 из-за отказов тормозов. В Германии нельзя использовать в коммерческих целях старый грузовик или автобус. Путешествовать с семьей на “Неоплане” 1965 г. выпуска – пожалуйста, в качестве клубного фургона иметь пожарный “Магирус” 1958 г. – да ради бога, а вот использовать для извлечения прибыли – нет. Нашим-то “амазонкам” не до прибыли, им бы выжить. Но как, если правила игры меняются по ходу дела? Вчера дверь не нужна была, а сегодня без нее не нужны вы. Вчера секонд-хэнд не сертифицировался, а готовящийся сегодня техрегламент этого требует. Вот и получается, что правительство вроде работает для людей, а от такой работы у людей одни проблемы.

Печально, если таким образом решили зачистить рынок для своих “Лиазов” или другой техники, отсекая конкурентов. Даже не новые корейские автобусы безопасны и надежны и кормят тысячи и тысячи семей. Но пролезут ли они в игольное ушко формальных требований? Продвигая отечественную автомобильную стратегию (если есть она, а не интересы группы лоббистов, как обычно), неплохо бы правительству действовать более предусмотрительно, социально ответственно и, я бы сказал, гуманно. Может, дать все-таки шанс людям выжить?