Письма о водке


Администрация Петербурга в начале этой недели приняла постановление “О декларировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге”. С июля этого года компании, имеющие лицензии на розничную продажу спиртного, должны будут ежеквартально отчитываться о поступлении, расходовании, наличии и продажах алкогольной продукции. С помощью деклараций удастся лучше контролировать соблюдение законодательства по обороту спиртосодержащей продукции и выявлять некачественный, фальсифицированный и нелегальный алкоголь, ожидают авторы документа.

Возможность ввести декларирование появилась после принятия поправок в федеральный закон № 102 “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, которые передают декларирование розничной продажи алкоголя в ведение субъектов Федерации. Подобные системы уже давно работают в Уфе, Казани, Чебоксарах. Внедрение такой системы также планируется и в Москве, где она называется “Мосдекларация”, рассказал Антон Панин, менеджер сети “Лента”, ответственный за направление “Напитки”.

На первых порах декларации можно будет сдавать в КЭРППиТ на бумажных и электронных носителях. В планах правительства – перевести все магазины, кафе и рестораны, реализующие алкогольные напитки, на электронную отчетность. В дальнейшем возможен переход на составление электронных деклараций с использованием электронной цифровой подписи, рассказал начальник управления госрегулирования алкогольного рынка КЭРППиТ Юрий Шестериков.

Сроки внедрения системы пока не определены, однако конкурс на разработку программного обеспечения может состояться уже в этом году. “Внедрение IT-технологий будет идти постепенно. Возможно, сначала это коснется крупных операторов, затем более мелких”, – говорит чиновник.

Такая перспектива пугает ритейлеров. По словам финдиректора сети “Находка” Наталии Поповиченко, большинство магазинов в городе не имеет квалифицированных специалистов для составления электронного отчета. Она уверена, что установка программного обеспечения и подготовка специалистов потребуют дополнительных ресурсов, а дополнительные затраты могут отразиться на отпускных ценах. “Не понимаю, как с помощью финансового отчета можно проверить качество алкогольной продукции”, – сетует Поповиченко.

Трудности после введения данной системы возникнут у всех ритейлеров, уверен Панин. А если система не пройдет тестирование и официальную приемку, алкогольный рынок может ожидать очередной кризис, добавляет он.

Исполнительный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский называет меры правительства “избыточными”. “Все инструменты для решения проблемы контрафакта в России уже есть, просто они плохо используются”, – говорит он.

Участники рынка вспоминают, что внедрение в прошлом году Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) парализовало поставщиков. “Очень не хотелось бы пережить внедрение такой системы в рознице”, – говорит топ-менеджер одной из торговых сетей.

Предлагаемая городскими чиновниками система на порядок проще, поскольку речь не идет о внедрении специального технологического оборудования для учета каждой единицы продукции, успокаивает Алексей Жигулев, коммерческий директор компании “Монолит-Инфо”, специализирующейся на разработке автоматизированных систем управления.

“Речь идет о самом простом варианте программы по формированию отчетности, которая скорее представляет психологическую проблему для бухгалтеров, нежели серьезную перестройку процессов учета”, – продолжает он. Жигулев оценивает стоимость разработки системы в $10 000–30 000. На это потребуется около трех месяцев. А стоимость обслуживания, по его словам, может составить примерно от $500 в год с одного пользователя.

“По меркам петербургского рынка IT это средний по размеру заказ. Однако, как и любой госзаказ, он хорош стабильностью – компания еще долго сможет обслуживать систему после ее внедрения”, – добавляет он.