Шалость или преступление


О приостановлении на два месяца продажи паев фондов “ОФГ Инвест” из-за “неоднократного нарушения законодательства об инвестфондах и о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем”, ФСФР объявила во вторник. Факс с решением ФСФР поступил в компанию, по словам управляющего партнера “ОФГ Инвест” Флориана Феннера, вчера в 14.00, и он сразу распорядился приостановить выдачу паев.

Что именно нарушила “ОФГ Инвест”, ФСФР рассказала только вчера, после того как председатель совета директоров компании Борис Федоров обрушился на регулятора с резкой критикой в связи с жесткими санкциями за мелкие нарушения. По его словам, они заключались в том, что компания за четыре года не перерегистрировала правила в связи с принятием антиотмывочного закона, а также чуть превысила 15%-ное ограничение на долю бумаг одной компании в портфеле фонда.

На самом деле нарушений оказалось чуть больше. За год их, по словам руководителя ФСФР Олега Вьюгина, было 12. Кроме превышения 15%-ной нормы – например, акции РАО ЕЭС в портфеле “Петра Столыпина”, “ОФГ Инвест” приобретала в портфели своих ПИФов бумаги, которые не имели признаваемых котировок, что категорически запрещено, говорит он. Это, в частности, акции Дальневосточного-морского параходства (ДВМП), облигации “Торгового дома “Копейка”, “Салаватстекло”, “Южнотелекоммуникационной компании”, Уралвнешторгбанка. Они покупались при первичном размещении или вскоре после него, когда они не имели признаваемых котировок, пояснил замруководителя ФСФР Владислав Стрельцов.

Этот запрет введен для защиты розничных пайщиков, говорит гендиректор УК “КИТ Финанс” Владимир Кириллов: в ПИФах находятся деньги розничных инвесторов, поэтому бумаги, которые покупают фонды, должны быть ликвидными, а их ценообразование – прозрачным, чтобы их можно было быстро продать при падении рынка. Бумаги без котировок можно продать с существенным дисконтом, а то и вообще не продать, объясняет он.

Именно это беспокоит Вьюгина: “Есть впечатление, что управляющие компании не очень аккуратно относятся к составу и структуре активов паевых фондов. Это связано с тем, что в России растущий рынок и в погоне за доходностью есть соблазн нарушить правила”. Он обещает ужесточить санкции за эти нарушения.

Феннер нарушения признал, но считает их незначительными. С ним согласны большинство опрошенных “Ведомостями” управляющих.

Превышение 15%-ной планки, по словам Феннера и его коллег, “обычная рабочая ситуация” при резком росте стоимости акций.

Покупку бумаг без признаваемых котировок Феннер также считает мелкими нарушениями, потому что доля таких бумаг никогда не превышала 10% в составе фондов.

В приказе ФСФР есть норма для открытых фондов, что до 10% их активов могут составлять бумаги без признаваемых котировок, рассказывает контролер крупной УК, но приобретать их нельзя – просто даже ликвидная бумага может потерять признаваемую котировку. Управляющие иногда покупают бумаги без признаваемой котировки, рассказывает руководитель крупного спецдепозитария, но обычно по ошибке или по неосторожности, например покупая сразу во все портфели”.

Покупка облигаций при размещении – редкое явление среди управляющих ПИФами, говорит Андрей Мовчан из “Ренессанс управление инвестициями”: “Жаль, что это запрещено, было бы интересно”.

С точки зрения инвестора, “ОФГ Инвест” поступала правильно, говорит топ-менеджер крупной УК: “Стараются заработать побольше для пайщиков и покупают бумаги при размещении”. Гендиректор УК “Максвелл Капитал” Петр Ланин не считает нарушения серьезными, ведь паи “Петра Столыпина” приносят хорошую доходность и занимают 5–10% портфеля “Первого фонда фондов” с активами 380 млн руб. на 30 марта.

ФСФР поступила правильно, говорит Кириллов (в портфеле фонда фондов “КИТ Финанса” есть паи “Петра Столыпина” на 3 млн руб.). Покупку бумаг без признаваемой котировки он называет неправильной, контролер должен их запрещать. “Меня как пайщика беспокоит эта ситуация, но решения о продаже “Петра Столыпина” еще не принято”, – говорит он. “ОФГ Инвест” знала об итогах проверки давно, странно, что они ничего не предприняли, даже не перерегистрировали правила, удивляется он.

Новая редакция правил уже в ФСФР, но Вьюгин ждет еще объяснений, как внутренний контролер будет противодействовать приобретению запрещенных активов. Он пообещал зарегистрировать правила как можно быстрее: “Управляющей компании надо работать”.