ВЕКТОР


Слухи и кульбиты

“Сургутнефтегаз” остается последней крупной российской нефтяной компанией, судьба которой непонятна инвесторам. Непрозрачная структура собственности – точно о владельцах компании неизвестно, но многие полагают, что большинство акций контролирует сам “Сургутнефтегаз”, – лишь усиливает опасения. Компания с капитализацией больше $45 млрд, которую можно заполучить, просто сменив гендиректора, – слишком лакомый кусок. Слухи, будто “Сургут” достанется “Роснефти”, появляются с завидной регулярностью. Последний – о возможном обмене 75% “Сургутнефтегаза” на 50% “Роснефти” – появился в прошлую пятницу. Именно этим слухом трейдеры объясняют последующий рост котировок компании на 10% за четыре дня на стагнирующем рынке. Вчера в течение дня разброс цен на акции компании достигал 3,5%.

Пока акции растут на слухах, к словесным интервенциям еще не приступили чиновники и менеджеры “Сургутнефтегаза” и компаний-конкурентов. Но если заработает тяжелая артиллерия, а это весьма вероятно при подготовке к смене собственника, у “Сургута” будут все шансы повторить судьбу ЮКОСа, бумаги которого совершали десятипроцентные кульбиты от слов налоговиков, силовиков и проч.

Трудности подсчетов

Американская ConocoPhillips изрядно удивила участников российского фондового рынка. В отчете за I квартал она призналась, что владеет 20,6% акций “Лукойла”. Купив в 2004 г. 7,6% акций “Лукойла” за $1,988 млрд, ConocoPhillips подписала с “Лукойлом” соглашение, согласно которому может увеличить свою долю до 20% – но не больше. В конце прошлого года ConocoPhillips сообщила, что собрала этот пакет. И вдруг – лишние 0,6%.

Это насторожило инвесторов. Не исключено, что американской компании придется продать часть акций на открытом рынке, чтобы снизить долю до оговоренного уровня, предположили аналитики Deutsche UFG в ежедневном обзоре рынка.

Оказалось, что ConocoPhillips договоренностей не нарушала. Просто рассчитывала свою долю исходя из уставного капитала “Лукойла” – примерно 826 млн акций, говорится в ее отчете. Но уставный капитал “Лукойла” разделен на 850,56 млн акций. Если учитывать это количество бумаг, доля ConocoPhillips в “Лукойле” равна 20%. В американской компании не смогли объяснить, почему они так считали. Представитель “Лукойла” объяснил, что американская компания не учитывает акции, которыми владеет “Лукойл” или его “дочки”. В отчете “Лукойла” за IV квартал указано, что у компании нет казначейских акций, а в списке аффилированных лиц на 31 марта – что ее “дочки” владели 1,8% акций. Правда, “недостача” у ConocoPhillips получилась больше – почти 2,9%. Они и стали причиной разницы подсчетов и тревог инвесторов.