Демонтаж отношений


В ночь с четверга на пятницу в Таллине был демонтирован памятник воину-освободителю. Митинг его защитников перерос в уличные беспорядки и стычки с полицией. Пострадало 57 человек, один погиб, задержано свыше 300 человек. Ночные события в столице Эстонии вызвали резкую реакцию российского МИДа и двух палат парламента. Совет Федерации еще утром принял обращение к руководству России – “принять комплекс мер вплоть до самых жестких, включая разрыв дипломатических отношений” с Эстонией. А Госдума приняла заявление “О кощунственном попрании властями Эстонии памяти воинов-освободителей”, потребовав от правительства жестких экономических санкций. Постановление Госдумы было подготовлено в рекордные сроки (за несколько часов) и принято единогласно.

Кроме дипломатических мер – отзыва посла для консультаций и предложения не выдавать визы запятнавшим себя “осквернением могил” политикам – депутаты потребовали от правительства “незамедлительных мер” в торгово-экономической сфере, “в том числе в области транспорта, энергетики и финансов”. Именно в этих отраслях многие эстонские ФПГ получают баснословные прибыли на сотрудничестве с Россией, разъяснил председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев. Вопрос о конкретных санкциях Косачев предложил оставить на усмотрение правительства. Надо прекратить экспорт угля, запретить импорт рыбопродуктов и молочной продукции, считает его коллега по комитету Николай Бенедиктов.

Вечером отозвался и глава МЭРТ Герман Греф – он назвал “очевидным” ухудшение экономических отношений с Эстонией. Вопрос санкций министр комментировать не стал, подчеркнув, что “такого рода вещи не могут пройти бесследно”.

Несмотря на разногласия, торгово-экономическое партнерство Эстонии с Россией за первые месяцы этого года можно назвать крайне интенсивным. Как сообщили “Ведомостям” в департаменте статистики Эстонии, в феврале впервые больше всего товаров было ввезено в Эстонию именно из России (17% от общего объема импорта). По словам эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, значительная часть этих товаров фактически реэкспортируется на рынки Евросоюза. А вот как покупатель эстонских товаров Россия не попала даже в пятерку крупнейших.

По данным “Интерфакса”, за январь – ноябрь 2006 г. внешнеторговый оборот России с Эстонией составил $2,746 млрд. Экспорт российских товаров – $2,452 млрд, импорт – $294,3 млн. Доля Эстонии в торговом обороте России – 0,7%.

Основные товарные группы в российском экспорте в Эстонию – нефть и нефтепродукты, удобрения, каучук, резина и изделия из них, древесина и древесный уголь, черные металлы. Эстонская экономика во многом интегрирована в российскую: большинство железнодорожных сетей и нефтяного трафика контролирует отечественный бизнес, реализуются двусторонние проекты в области строительства, российские бизнесмены владеют объектами в Эстонии через офшоры, говорит Абзалов.

Пока российская таможня не меняла режим работы с Эстонией, визы перестали выдавать не российские, а эстонские посольства и консульства. Весь день посольство пикетировали сотни демонстрантов прокремлевских молодежных движений и ЛДПР.

Терпит убытки рынок выездного туризма. В турфирме “Балтик-экспресс” сообщили, что эстонское генконсульство не открывает визы, “особенно молодежи”. В других опрошенных “Ведомостями” компаниях ситуация та же. По словам менеджера компании “Континент”, 50% туристов отказались ехать в Таллин из-за беспорядков, а на границе разворачивают автобусы с российскими группами.

Директор по продажам питерской сети магазинов “Находка” Александр Пушкин говорит, что эстонские продукты заменимы финскими. В крупных сетевых магазинах из ассортимента исчез эстонский шоколад “Калев”. Снимают товары из Эстонии с прилавков и в других регионах, сообщает “Эхо Москвы”.

Россия не поступит с Эстонией, как с Грузией, говорит замдиректора центра политтехнологий Сергей Михеев: в отличие от Грузии важны торговые отношения с Эстонией, к тому же надо помнить об интересах русскоязычных жителей Эстонии, которых там более 30% населения.