Деньги не доходят до бедных


На днях Всемирный банк, Институт экономики города и Независимый институт социальной политики опубликовали исследование о российской системе социальной защиты. Экономисты смотрели, кому в регионах достаются жилищные и детские субсидии, сколько на них тратит государство и помогают ли эти деньги улучшению благосостояния “целевых групп”.

На соцзащиту Россия тратит около 6% ВВП, тогда как большинство стран мира – 0,5–2% ВВП. Как выяснил ВБ, 20% беднейших граждан достается лишь 10% субсидий. Более того, 10% субсидий достается тем, кому они нужны меньше всего, – 20% наиболее обеспеченных жителей России.

В 2005 г. бедными были только 35% получателей жилищных и детских субсидий. В некоторых регионах ситуация еще хуже: в Ленинградской области не были бедными 55% получателей детских и 62% – жилищных субсидий, а в Томской области в 2006 г. – 54% и 76% соответственно.

“По консервативной оценке, ежегодно порядка 45 млрд руб. достается не бедным”, – говорится в исследовании. Одна из причин, в силу которой субсидии не достаются бедным, – большая доля теневых доходов у граждан, о которых они не сообщают органам социальной защиты, отметил Эмиль Теслюк, старший советник по социальной политике ВБ. Многие получатели субсидий не рассказывают чиновникам о доходах, получаемых, например, на подсобных хозяйствах, говорит он.

Чтобы субсидии помогали бедным, а не среднеобеспеченным гражданам, экономисты предлагают заменить их единой денежной выплатой. Получать ее должны наиболее нуждающиеся граждане. Это позволит перераспределить ресурсы наиболее социально уязвимым слоям, говорит Анастасия Александрова, исполнительный директор Института экономики города.

Но чиновники к такой реформе не готовы. Директор департамента Минэкономразвития Саид Баткибеков предложил регионам экспериментировать, но на федеральном уровне менять порядок выделения субсидий сейчас невозможно. Адресные субсидии – политически чувствительная выплата, согласился директор департамента Минрегионразвития Анвар Шамузафаров.

Впрочем, у большинства регионов нет свободных средств, чтобы вводить новые субсидии, сохраняя старые. Например, в Калмыкии в 2006 г. 61% выплат пойдет репрессированным, сказал руководитель аппарата правительства республики Эртне Бакаев. Только замминистра соцзащиты Татарстана Наталья Бутаева рассказала, что с 1 января в республике может быть введено специальное пособие бедным. Старые льготы сохранятся, говорит она: “Залезать при этом в сферу федеральной компетенции мы не будем”.