Ответственный за коррупцию


Однако эти попытки не привели к желаемому результату: Кляйнфельд слишком долго занимал различные руководящие должности в Siemens (включая пост главы американского подразделения) и, по мнению многих, обязан нести ответственность за происходящее в компании. Сейчас в отношении Siemens ведется сразу несколько уголовных расследований, многие топ-менеджеры оказались под арестом.

После масштабных обысков, проведенных правоохранителями в ноябре, прокуратура выявила в подразделении телекоммуникационного оборудования Siemens “подозрительные” транзакции на общую сумму в сотни миллионов долларов. В числе прочего власти Германии расследуют обстоятельства выплаты крупных сумм профсоюзному лидеру, а также предполагаемые нарушения условий программы ООН “Нефть в обмен на продовольствие” в Ираке. У следователей нет данных о личной причастности 49-летнего Кляйнфельда к каким-либо уголовным преступлениям, однако именно он отвечал за некоторые подразделения Siemens, в которых, как предполагают правоохранители, при ведении бизнеса использовался подкуп.

До прошлой недели главной мишенью для критики в Siemens был председатель совета директоров Генрих фон Пирер – на него возлагалась ответственность за неспособность искоренить коррупцию. Фон Пирер, занимавший должность генерального директора корпорации с 1992 по 2005 г., отрицает свою вину в выявленных злоупотреблениях. Тем не менее на днях ему пришлось уйти в отставку, чтобы, как он выразился, “помочь Siemens вернуться в спокойные воды”.

С уходом фон Пирера фокус внимания критиков переместился на Кляйнфельда. В среду генеральный директор встретился с членами совета директоров Siemens для обсуждения вопроса о продлении его контракта с компанией, срок которого истекает в сентябре. Ожидалось, что обсуждение на этот раз не будет обычной формальностью, но в конце концов совет все же оставит Кляйнфельда на руководящей должности. Этого не случилось: члены влиятельного наблюдательного совета компании – во главе с временно исполняющим обязанности председателя Герхардом Кроммом и Йозефом Аккерманном из Deutsche Bank – оказались против продления контракта с Кляйнфельдом. За смену лидера высказался и Бертольд Хубер, представляющий в совете директоров Siemens профсоюзное объединение IG Metall. По мнению членов совета, отставка Кляйнфельда в сочетании с уходом фон Пирера необходима компании, чтобы начать новую страницу истории.

“Если Кляйнфельд действительно хочет помочь компании, он уйдет из нее, потому что он слишком долго медлил с принятием ответственности за все”, – заявляет Уве Долата, представитель Ассоциации немецких детективов (Долата не вовлечен напрямую ни в одно из расследований в отношении Siemens).

Пытаясь отстоять свою позицию, гендиректор указывал членам совета на свои неоспоримые достижения в компании. При Кляйнфельде Siemens после нескольких неудачных лет наконец начала пожинать плоды проведенной реструктуризации, ей удалось выйти на уровень прибыльности, намеченный в 2000 г. Компания последовательно улучшала свои финансовые показатели в рамках программы развития бизнеса, получившей название “Готовность к 2010 г.”. Но, похоже, за дальнейшей реализацией этой программы Кляйнфельду придется наблюдать уже со стороны.

Между тем некоторые топ-менеджеры Siemens, в том числе и не являвшиеся до этого друзьями Кляйнфельда, восприняли решение совета с тревогой и недоумением. Многих беспокоит образовавшийся вакуум власти, усугубляющий и без того сложную ситуацию в этой огромной компании. “Сделанный шаг был непрофессиональным и наивным, – заявил один из топ-менеджеров. – В результате ситуация в Siemens предстает совершенно хаотичной”. Другой руководитель, в прошлом часто выступавший против решений Кляйнфельда, добавляет: “Для Siemens всегда имело смысл назначать гендиректора из числа своих. Компания очень велика, а ее бизнес слишком разнообразен, так что генеральному директору необходимо иметь представление о таких разных областях, как рынок медицинского оборудования, информационные технологии, машиностроение и мобильная связь. Новому руководителю достанется очень тяжелая работа”.

Недовольны развитием событий и инвесторы. Они опасаются, что новому гендиректору понадобится слишком много времени для постижения внутреннего механизма управления. “На изучение всей структуры операций Siemens уйдет порядка года, – говорит Бен Углоу, аналитик из Morgan Stanley. – Это обстоятельство может сильно замедлить реструктуризацию компании”.

Существующая двухуровневая система организации управляющего совета компании давно вызывает недовольство многих инвесторов. По действующим правилам они могут выбирать директоров в совет лишь из числа топ-менеджеров самой компании. “Необходимо произвести коренную реформу наблюдательного совета, – считает один из пяти ключевых инвесторов Siemens. – Неисполнительные члены совета играют отрицательную роль”. С этим мнением соглашается также руководитель одной из крупнейших машиностроительных компаний Германии: “Причины проблем немецких компаний, как правило, коренятся в наблюдательном совете”.

Siemens заявляет о своем полном содействии правоохранителям в продолжающихся расследованиях коррупционного скандала. Кляйнфельд по-прежнему уверяет, что не участвовал в противозаконных операциях и ничего не знал о фактах коррупции. В декабре Siemens наняла специалистов из юридической конторы Debevoise & Plimpton для подготовки отчета о принятых в компании мерах по борьбе с нарушениями. “Debevoise попросила меня копать как можно глубже, чтобы выявить весь масштаб злоупотреблений, – говорит Кляйнфельд. – Я прилагаю все силы, чтобы добиться полного очищения компании”.

В ходе расследования полиция провела обыски не только в офисах Siemens, но и в домах отдельных сотрудников компании. Информированный источник сообщает, что правоохранители не вынесли решения о роли Кляйнфельда в коррупционных действиях. Между тем Михаэль Хершман, консультант и один из основателей антикоррупционной ассоциации Transparency International, привлеченный руководством Siemens к внутреннему расследованию, заявляет, что Кляйнфельд “приложил неимоверные усилия” для выяснения обстоятельств скандала и предотвращения нарушений в будущем. “Мне не известны факты, свидетельствующие о причастности Кляйнфельда к какой-либо неблаговидной деятельности”, – говорит Хершман.

Кляйнфельд пришел в Siemens в 1987 г. Его сторонники подчеркивают, что в период, больше всего интересующий прокуратуру, Кляйнфельд в основном находился за пределами Германии. Начиная с 2001 г. он работал в Нью-Йорке и добился значительного успеха, реформируя американский бизнес Siemens.

Правда, недавно обвинения в коррупции были выдвинуты и против американского подразделения. В 2001 г. Siemens поглотила американскую компанию Efficient Networks, и в ходе этой сделки, как утверждают некоторые бывшие сотрудники Efficient, немецкая сторона использовала подкуп должностных лиц и фальсификацию дат выплаты опционов. Кроме того, подразделению медицинского оборудования Siemens, в котором Кляйнфельд работал до 2001 г., сейчас предъявлено обвинение в препятствовании американскому правосудию. Но главным объектом внимания следователей остается телекоммуникационное подразделение. Кляйнфельду в 2004 г. было поручено руководство операциями этого подразделения, в том числе его бизнесом в Африке, на Ближнем Востоке и в СНГ. На этом посту он пробыл семь месяцев. (Использованы материалы WSJ, FT.)