ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


Дорогое ничто

На опрос “Смогут ли жильцы сами ремонтировать дома?” (№ 75 от 26.04.2007, стр. А4)

Мне вот интересно, что будет, когда дома начнут сыпаться вместе с жильцами? В Москве пока это не актуальный вопрос, поскольку на место каждой изношенной пятиэтажки претендуют инвесторы, готовые построить 17–22-этажные дома и всех переселить. А я вот живу в “доме на ножках” на ВДНХ 1969 г. постройки – 25 этажей, 480 квартир. Не представляю, что может построить инвестор на этой земле, чтобы не только всех расселить, но и самому внакладе не остаться. А эта перспектива не такая уж далекая. Если верить газетам, ресурс первых хрущевок – 40–60 лет, а панельных домов начала 70-х – 70–90 лет. То есть через 30–50 лет недвижимость, за которую люди платили бешеные деньги, не будет стоить ничего? А ведь огромные территории в Москве застроены 9- и 14-этажками начала 70-х. И куда идут амортизационные отчисления, которые мы платим вместе с коммунальными услугами?

Игорь Синякевич, Москва

Капремонт двери

На опрос “Смогут ли жильцы сами ремонтировать дома?” (№ 75 от 26.04.2007, стр. А4)

Скорее всего компенсируют стоимость земли минус расходы на снос дома. Возможно, полученных денег хватит на переселение куда-нибудь в замкадье. Меня больше беспокоит, как в моей новостройке, где 880 квартир, будет проходить капитальный ремонт, если дом полностью коммерческий, а мне со своего этажа (11 квартир) не удалось собрать денег, чтобы установить дверь с электронным замком и домофоном в прилифтовом коридоре. А как будет этот процесс проходить в муниципальных домах, где всякие Кузмичи наприватизировали свои халупометры, совершенно не задумываясь о последствиях? Причем согласно тому же ЖК дом могут снести без воли собственников, если его признают аварийным.

Михаил Голенко, Москва

Красить траву

На статью “Похороны эпохи” (№ 75 от 26.04.2007, стр. А2)

МЭСИ, в котором я учусь на MBA, расположен рядом с Новодевичьим монастырем. Во вторник, по пути на занятия, я съехал с Третьего транспортного кольца в сторону Большой Пироговской улицы, проходящей как раз мимо этого красивейшего древнего места, и попал на милицейский кордон. Улица была перегорожена постами ДПС, и на ней усиленно работали асфальтоукладочные машины, а хамские гаишники посылали всех в объезд на набережную, где образовалась огромная пробка.

Я с трудом протиснулся на Погодинскую улицу и подъехал к институту; 50% группы опоздали на занятия из-за внезапного ремонта убитой дороги, который почему-то понадобилось проводить не ночью, как обычно, а в самый час пик, перегородив всю округу милицейскими машинами. Как обычно, постаравшись найти плюсы во всем, что происходит, я обрадовался тому, что наконец-то улицы этого исторического района ни с того ни с сего решили подлатать и мне больше не придется разбивать подвеску на колдобинах, но коллеги по MBA прояснили мне ситуацию: в среду, 25 апреля, в Новодевичьем монастыре будут хоронить глубоко уважаемого мной Б. Н. Ельцина, а это значит, что до этого района Москвы снизойдет сам великий ВВП и еще множество правительственных чинов.

Мне стало очень грустно. Когда я ехал с занятий домой, пробка рассосалась, сотрудников ГАИ стало меньше, а в тусклом свете редких фонарей толпы гастарбайтеров красили свежей краской покосившиеся заборы вдоль вытоптанных газонов и заделывали битумом остатки ям в асфальте, параллельно нанося новенькую дорожную разметку...

Олег Стволинский, гендиректор рекламного агентства Studio-13

Зыбкое, но благополучие

На статью “Деньги скоро кончатся” (№ 74 от 25.04.2007, стр. А1)

Не спорю, благополучие зыбко, но именно благополучие. У нас может замедлиться экономический рост, может упасть объем инвестиций, но в России уже проведены основные необходимые реформы. И если будет кризис, второго дефолта не будет, не будет 30% падения ВВП. Потому как экономика России держится не только на нефти и газе. И если будет падение цен на основные ресурсы – это даст новый импульс в развитии. Потому как снизятся стоимость рабочей силы и цены на недвижимость, а производительность труда будет продолжать расти. Будет расти энергоэфективность экономики. И может, мы сможем конкурировать с Китаем по стоимости производства. Главная причина дефолта – невыполнение Россией своих обязательств по долгам. В ближайшее время этого произойти не может, у нас мало долгов и огромные резервы, которые продолжают расти.

Артур Бобров, руководитель по работе с региональными клиентами, Санкт-Петербург

Индивидуальные пенсионные счета

На статью “Гости помогут” (№ 74 от 25.04.2007, стр. А1–А4)

На этот раз финансовые советники предлагают построить финансовую пирамиду типа МММ, но теперь в масштабах всего общества: новые вкладчики (трудоспособные мигранты) финансируют предыдущих вкладчиков (уже включенных в пенсионную систему граждан России). Для того чтобы подобная система работала, необходим нарастающий приток мигрантов (так как количество пенсионеров будет расти). Но как любая пирамида, эта пенсионная пирамида рухнет и погребет под собой всю страну, как только остановится нарастающий приток мигрантов.

Почему бы не последовать примеру США и вместо финансовой пирамиды учредить добровольные “индивидуальные пенсионные счета” (аналог IRA и 401(к) в США)? Каждый человек может открыть свой индивидуальный пенсионный счет, куда он может периодически на протяжении многих лет переводить часть доходов (в Штатах – не более $20 000 в год).

Все переведенные на счет деньги полностью освобождаются от всех налогов, пока хранятся на пенсионном счету: как от первоначального налога на доходы, так и от последующих налогов на проценты по счету.

Если человек снимает деньги со счета при наступлении пенсионного возраста, то освобождение от налогов сохраняется. Если же человек снимает деньги со счета до наступления пенсионного возраста (мало ли что), то все неуплаченные налоги пересчитываются и вычитаются из снимаемой суммы. Для надежности можно учредить специальный Банк пенсионных сбережений, который будет поддерживаться государством и контролироваться, скажем, специальным комитетом Думы. В результате каждый человек сможет открыть собственный пенсионный накопительный счет и знать, сколько на нем денег, и не рассчитывать на приток мигрантов для финансирования собственной пенсии.

Андрей Лукашов, Москва

Помочь законодателю

На статью “Битва за независимость” (№ 74 от 25.04.2007, стр. А2)

Лучше бы Совет Федерации помогал региональным собраниям грамотно юридически оформлять законодательные инициативы. А то по опыту работы в Думе знаю, что очень часто хорошие по сути идеи, предлагаемые региональными законодательными собраниями, отвергаются Думой лишь из-за безграмотного юридического изложения и оформления этих инициатив. А у аппарата Госдумы нет реальных возможностей доводить до “товарного” вида региональные инициативы.

На основании своего опыта работы в Думе (2000–2005 гг.) могу сказать, что самая большая проблема заключалась (думаю, ситуация и сейчас не изменилась) в том, что законодательные инициативы регионов формально не стыковались с действующим законодательством. А для правительства и профильных думских комитетов это сразу становилось формальным основанием для отклонения инициатив. В заключениях так и писалось, что, мол, по сути верно, но требует существенных доработок, в том числе и внесения соответствующих поправок в действующее законодательство. И Дума помочь преодолеть подобные коллизии не могла. Сил ее аппарата хватает только для оформления самых мелких поправок. Родить более или менее фундаментальный законопроект аппарат Думы не в состоянии. И заказать на стороне не могут, так как на эти цели недостаточно средств выделяется (если выделяется вообще).

Именно поэтому все значительные законопроекты приходят из АП, правительства или рождаются в заинтересованных бизнес-кругах, а затем вносятся через ангажированных депутатов.

Сергей Ветчинин, Москва

Самонастройка бюрократии

На статью “Чиновников стало больше на 7,9%” (№ 73 от 24.04.2007, стр. А3)

Для того чтобы чиновники занялись рационализацией своей деятельности, необходимо изменить условия их труда. Учитывая, что зарплата и пенсии чиновников существенно выше средних по стране, то для них следует ввести ненормированный рабочий день. Если чиновничья контора работает с 9 до 18, а очередь посетители занимают с пяти утра, то и контора должна начинать работу с пяти утра, а заканчивать только после обслуживания посетителя, пришедшего не позднее 17.55. Если такие правила будут введены, то чиновники будут вынуждены сами находить рациональные решения для обслуживания граждан в урочное время и сингапурские консультанты им не понадобятся.

Проблема в том, что в существующей чиновничьей среде отсутствует механизм обратной связи между чиновниками, устанавливающими регламенты обслуживания, и чиновниками, исполняющими эти регламенты. Переход на ненормированный рабочий день вынудит чиновников-исполнителей требовать от чиновников-нормировщиков установления рациональных по исполнению и обеспечению ресурсами регламентов. Ошибки в регламентах должны продуцировать неблагоприятную ситуацию в чиновничьей среде, которую можно устранить путем исправления ошибки регламента. Сейчас за ошибки чиновников расплачиваются граждане потерей личного времени и денег.

Сергей Проценко, Московская область

Какой аудит нужен России?

На статью “Доверие и стандарты управления” (№ 72 от 23.04.2007, стр. А4)

В статье Брука Горовица рассматриваются важнейшие проблемы повышения уровня корпоративного управления и доверия к бизнесу, предложены бесспорные рецепты их решения. Однако, на мой взгляд, комплекс необходимых мер этим не ограничивается и, возможно, эти шаги не являются первоочередными. Представим себе идеальный, с точки зрения г-на Горовица, вариант: во всех компаниях сформированы аудиторские комитеты и советы независимых директоров, которые сплошь состоят из западных топ-менеджеров и наших молодых соотечественников – выпускников иностранных школ бизнеса. Решит это проблемы коррупции и доверия к бизнесу внутри России? Нет, конечно. А ведь, согласитесь, без доверия к бизнесу в российском обществе невозможно добиться доверия и в “экспортном варианте”. Поэтому мы вновь возвращаемся к вопросу о жизненной необходимости “гражданского аудита” в России, а применительно к сфере предпринимательства в условиях господства монополий это выдвигает на первый план необходимость создания института потребительского аудита.

Андрей Бриль, консультант по управлению инновационными проектами, Москва