Приключения на детский выбор


У ООО “Коллекция приключений” пять совладельцев, но реально компанией управляют двое – Александр Нефедов и Сергей Зверев. Зверев специализируется на взрослом направлении, включающем бизнес-тренинги и активный отдых, Нефедов – на детском. Крупные стратегические задачи партнеры решают вместе. Когда-то Нефедов со Зверевым учились на физфаке МГУ и в свободное время занимались горным и водным туризмом. “В 1991 г. я по просьбе друзей сводил группу англичан на Эльбрус, после чего у меня и возник интерес к работе в сфере туризма”, – вспоминает Нефедов. На волне интереса устроился менеджером в туристическую компанию Pac Travel (сейчас Pac Group).

А в 1993 г. Зверев предложил Нефедову обеспечить техническую сторону неизвестного тогда и популярного теперь в России веревочного курса. “Мы с задачей справились и поняли, что хотим профессионально заниматься чем-то подобным”, – вспоминает Нефедов. Не увольняясь с прежних работ, однокурсники создали компанию “Коллекция приключений”, которая до 1996 г. занималась только веревочным курсом. “Стартового капитала у нас не было, – признается Нефедов. – Это сейчас нужно вложить $100 000, а тогда за веревочный курс мы брали $5 с человека. Друзья крутили пальцем у виска и советовали нам заняться чем-нибудь полезным”.

Двадцать два робинзона

В 1995 г. Нефедов уволился из Pac Travel. Говорит, что ему за глаза хватило туризма в стиле “посмотрите направо, посмотрите налево”. А в 1996 г. “Коллекция приключений” расширила деятельность – начала заниматься взрослым туризмом и открыла детское направление. Первой детской программой стала “Робинзонада”. Суть ее такова: детей вывозят в лесной лагерь и там несколько дней обучают полезным навыкам: находить и готовить еду, разводить костер, строить из подручных средств убежище. Подготовленный ребенок на 1–3 дня один или в обществе сверстников остается на “острове”. Под островом понимается или реальный остров, или изолированная часть суши. Инструкторы наблюдают за детьми в бинокль, раз в два часа подплывают к ним на байдарке, а сами дети в любой момент могут подать взрослым сигнал бедствия. Участниками первой робинзонады “Коллекции приключений” стали шесть подростков из Москвы и 16 из города Набережные Челны, которых привезла на программу Лариса Козлова, ныне руководитель департамента детских программ компании. “Меня поразило, – вспоминает Козлова, – когда дети без взрослых на байдарках перебирались с острова на большую землю, начался шторм, но ребята не испугались, причалили к берегу, вытащили все вещи... С точки зрения безопасности все сделали правильно”.

Спорный случай

Нефедов не претендует на авторство “Робинзонады”. “Нашу “Робинзонаду” мы сделали по методичке руководителя детского туристического клуба “Гадкий утенок” Александра Щербины, – признается он. – А потом поговорили со Щербиной и предложили ему заплатить за использование технологии. Щербина назвал сумму в $150, мы заплатили и с того момента считаем, что имеем полное право технологию использовать”.

“Не я был первым, – возражает Щербина. – Мне кажется, различные робинзонады проходили в нашей стране уже лет 30 назад. Что до меня, то мы с группой коллег в 1995 г. разработали на основе робинзонской идеи технологичную педагогическую методику и выпустили брошюру с ее описанием”. Щербина подчеркивает, что не считает себя конкурентом Нефедова и что до сих пор поддерживает с ним прекрасные отношения, но при этом утверждает, что никогда не вел с ним переговоров о покупке технологии “Робинзонады”. “Мы продали “Коллекции приключений” тираж книг, посвященных этой методике. Чтобы продавать технологию, она должна быть запатентована, иначе ты продаешь воздух”, – рассуждает Щербина.

Как удалось выяснить “Ведомостям”, технология “Робинзонады” зарегистрирована. “Мы первыми придумали “Робинзонаду” и первыми провели ее на Валдае в 1993 г., – утверждает маркетолог клуба путешественников “Робинзонада” Ольга Спиридонова. – Более того, в 2003 г. мы зарегистрировали “Программу отдыха и оздоровления “Робинзонада” как нашу интеллектуальную собственность, ее авторство принадлежит руководителям клуба Алексею Щербакову и Ирине Пересецкой. Название “Робинзонада” также является нашим товарным знаком”.

Программы под названием “Робинзонада” проводят еще около 10 организаций в Москве и России, правообладателям товарного знака эта ситуация не нравится, но пока они никаких действий предпринимать не собираются. Более того, по мнению патентного поверенного РФ Елены Кандыбиной, претензии они могут предъявить только по поводу использования названия “Робинзонада”. “Если другая компания использует подобную методику – организует лагеря по сходному принципу, но называет их иначе, например “Школа для Пятницы”, то защитить авторские права и сделать себя уникальными представителями методики практически невозможно, так как по патентному закону правила и методы хозяйственной деятельности не могут быть защищены патентом на изобретение”, – утверждает Кандыбина.

Пятеро на одного

На первых робинзонадах “Коллекция приключений” заработала не больше $200. Далее обороты детского направления компании равномерно увеличивались на 30–40% в год. Сейчас через многодневные программы компании в год проходит до 2500 детей. Средняя стоимость пребывания ребенка на программе – $400, таким образом, годовой оборот детского направления “Коллекции приключений” можно оценить в $1 млн. “Рентабельность программы составляет около 20%. Заработанные деньги тратятся на содержание офиса и внутренней школы инструкторов, – говорит Нефедов. – Почему конкуренты не особо лезут на этот рынок? Потому что в турфирмах, специализирующихся на детском отдыхе, работает стандарт – один взрослый на 20 детей”.

“Коммерческие операторы, занятые в детском туризме, гонят объем и не в состоянии создавать познавательные программы, потому что для этого нужны подготовленные вожатые и специальное снаряжение”, – подтверждает слова Нефедова эксперт Российского союза туриндустрии (РСТ) Марина Сонина. “Отдых под рюкзаком, с комарами, палатками и у костра в этой компании организован гораздо лучше, чем в широко разрекламированных английских школах за границей. “Коллекция” обеспечивает одного взрослого на четверых детей младшего возраста и на шестерых – старшего”, – говорит мама двух постоянных клиентов “Коллекции приключений”, генеральный директор компании “Бёрнер Ист” Алла Мишина.

Все соискатели на позицию инструктора проходят в компании через систему тренинг-фильтров, проверяются на соответствие ценностям компании, на способность правильно общаться и постоянно учиться. Прошедшие отбор получают около $300 за смену.

Бешеные бабушки

Но даже строгий отбор сотрудников не защищает “Коллекцию приключений” от бича всех компаний, работающих в сфере детского туризма, – мам и бабушек туристов. “Это единственное, что в нашем бизнесе наводит на мысль бросить его, – вздыхает Нефедов и приводит пример: – Допустим, мы предупреждаем родителей, что в программе на Белом море связи не будет. Программа уходит, а потом чья-то мама где-то узнает, что ожидается буря, и начинает по 10 раз в день обрывать телефон и кричать, как мы такое допускаем. Объяснять ей что-либо бесполезно”.

По мнению Нефедова, родители клиентов – более сложный контингент, чем сами клиенты. Тем не менее проблемы бывают и с детьми. “Однажды на робинзонаде мы слышим крики и визги, подплываем – оказывается, девочкам-робинзонам померещились бобры и они начали их шумно бояться, – смеется Нефедов. – В наших программах нет никакой особенной экстремальности. Если ребенок не смог развести костер или съел что-то не то, он всегда может позвать инструктора и ему помогут”.

С мыслью о карьере

“Главный навык, который мы прививаем детям, – это даже не способность пересидеть на острове два дня, а, в первую очередь, сделать правильный выбор: выбрать необходимые вещи, принять правильное решение и т. д.”, – говорит Нефедов. По его мнению, компания восполняет пробел российской системы образования, которая наполняет ребенка знаниями, но не учит принимать решения. Инструкторы “Коллекции приключений” работают одновременно и на детских программах, и на бизнес-тренингах и дают детям навыки, которые им пригодятся в построении карьеры. “Мы учим ребенка не навыку раскачиваться, взявшись за руки, а способности работать в команде”, – объясняет Нефедов. По схожему принципу работает и клуб путешественников “Робинзонада”, слоган которого: “Активный отдых – успешная жизнь”.

Родители клиентов “Коллекции приключений” – люди, которым по карману отправить детей в зарубежные лагеря. “Поездки дочери в Англию я теперь подстраиваю под расписание походов в “Коллекции приключений”, – говорит директор по персоналу и юридическим вопросам российского отделения корпорации “ТЕВА Фармацевтические предприятия” Юлия Ларионова, – хочу, чтобы мой ребенок вырос нормальным человеком, обладающим полезными навыки и умеющим находить общий язык с разными людьми”.

“Чтобы дети понимали, что жизнь – это не всегда домработница, нянечка и водитель, я отправляю их отдыхать с “Коллекцией приключений”, – говорит Мишина из “Бёрнер Ист”. Родители даже мирятся с тем, что во время походов дети иногда болеют, могут порезаться ножом или сломать руку. “Это нормально. Зашиваем. У нас на каждой программе работает доктор, – комментирует Нефедов. – Хуже другое: родители, которые скрывают от нас проблемы со здоровьем детей”. Такие родители заносятся в черный список, остальные – до 60% – обычно становятся постоянными клиентами.

Авторский формат

“Коллекция” предлагает 52 детские программы: “Водная одиссея”, “Следопыт”, “Рыцарский замок” и другие, каждая со своим сценарием. Ежегодно до 30% программ обновляется. Одна из проблем детской туриндустрии – сезонность. “Летний оборот в четыре-пять раз превосходит межсезонный, – отмечает Нефедов, – в межсезонье мы учим инструкторов в нашей внутренней школе. Бесплатно. Чтобы качество услуг сохранялось, кадры надо растить, а растут они медленно, инструктор до нормальной квалификации доходит за два года”. При этом Нефедов подчеркивает, что реальных конкурентов на рынке он не видит, поскольку клиентура еще нескольких оказывающих похожие услуги компаний не пересекается. “Мы идем параллельными курсами, – соглашается Щербина из “Гадкого утенка”, – но я знаю, что “Коллекция приключений” делает качественную работу в нашей сфере”. “Компания Нефедова и Зверева занимает примерно 20% рынка детского развивающего туризма”, – считает руководитель детского лагеря “Чарли” Алексей Илюхин. Емкость всего рынка Илюхин оценивает примерно в $13 млн. Его оценкам можно верить, поскольку Илюхин – профессиональный экономист и лишь полгода назад ушел с поста советника правления Номос-банка, решив сосредоточить усилия на работе в созданном им лагере. “Это не капиталоемкий рынок, чтобы заявить новую программу, в первую очередь нужна идея, во вторую – люди, – утверждает Илюхин. – Я вижу хорошую динамику, прирост рынка – до 30% в год”. “Еще пять лет назад при выборе детского отдыха для родителей главными были питание и проживание, – подтверждает Сонина из РСТ, – но маркетинговое исследование, проведенное нами в 2006 г., показало, что теперь родители на первое место ставят безопасность, а на второе – программу. Я считаю, этот сегмент рынка будет расти со страшной силой, но услуги по активному туризму будет оказывать лишь небольшое количество компаний, способных создавать и осуществлять авторские программы, подобные тем, которые предлагает “Коллекция приключений”.