Студия подстрахует русское кино


Студия RWS при поддержке американской компании Film Finances открывает в России компанию Film Finance Rus (FFR). Об этом “Ведомостям” рассказал управляющий RWS Андрей Смирнов. FFR будет предоставлять услуги по финансовому сопровождению кино- и телепроизводственных проектов, а также страховать риски инвесторов. Как уточняет Смирнов, FFR предложит потенциальным инвесторам гарантийные обязательства (так называемый completion bond), страхующие вложенные средства. FFR обязуется обеспечить своевременное завершение фильма в соответствии со сроками и сметой, утвержденными инвестором, объясняет он.

“Это, по сути, страховой полис для инвестора”, – уточняет Смирнов. В случае же наступления “страхового случая” FFR будет нести перед инвестором материальную ответственность. Как объясняет Смирнов, все расходы, вышедшие за рамки утвержденного бюджета, будут покрываться за счет средств FFR и производство будет завершено в любом случае. “Гарантировать успех фильма невозможно, но мы можем гарантировать, что инвестора не обманут”, – заключает Смирнов. Перед заключением договора FFR будет также тщательно проверять всех участников проекта от режиссера до членов съемочной группы. “У нас есть база данных по режиссерам и актерам, мы знаем, кто укладывается в срок, а кто может и “заболеть”, – объясняет Смирнов. За свои услуги FFR планирует брать от 5% до 10% суммы инвестиции.

На Западе подобные гарантийные обязательства продюсеры зачастую используют для получения кредита на кинопроизводство в банке, замечает представитель “Реновы” Андрей Шторх. В августе прошлого года “Ренова” вложила более $4 млн в съемки исторического фильма “1612”. “Как механизм, упрощающий получение кредита на кинопроизводство, это правильная и долгожданная мера”, – рассуждает Шторх. Правильная, но недостаточная, замечает президент Фондсервисбанка Александр Воловник. Он поясняет, что банку необходимы гарантии не только завершения производства и соблюдения сметы. “Банку необходима уверенность в том, что кредит будет возвращен”, – говорит Воловник. Такой гарантией может, например, служить договор о предпродаже прав на фильм. “Это должно быть обязательной составляющей этой схемы”, – соглашается Шторх. Кроме того, необходимы гарантии исполнения обязательств компанией, подписывающей completion bond, продолжает Воловник. По словам Смирнова, сейчас идут переговоры о том, кто будет предоставлять для FFR подобные гарантии. Смирнов добавляет, что это будет “крупная российская компания”.

Остается также вопрос о стоимости услуги, продолжает Шторх, на Западе это 4–5% от суммы инвестиции, здесь же речь идет о 5–10%: “Глобально у нас кинопроизводство пока неокупаемо, и лишние 5–10% ощутимо утяжеляют стоимость проекта”.

Кинопроизводители сегодня недостатка в потенциальных инвесторах в любом случае не испытывают. Сегодня на рынке много бизнесменов, готовых вложить деньги в кинопроизводство без каких-либо гарантий, “под честное слово”, говорит генеральный директор студии Art Pictures Дмитрий Рудовский. “Но чаще всего ничем конкретным это не заканчивается”, – замечает он: подсчитав риски, эти люди исчезают. Появление компании, гарантирующей защиту инвестора, может привлечь на рынок более серьезных игроков, резюмирует Рудовский.