ВЕКТОР


Пора остыть

Вряд ли “Роснефть” станет исключением. Даже если ей достанется самый лакомый кусок ЮКОСа – восточно-сибирские активы, выставляемые на торги в мае, инвесторам стоит вспомнить о финансовых показателях.

Акции “Роснефти” стали одними из лидеров роста в последнее время. С начала апреля они подорожали на 8% (с марта – на 16,8%), в то время как индекс РТС вырос всего на 2%, а бумаги “Газпрома” и “Лукойла” вообще упали в цене. Причиной стали амбициозные планы госкомпании получить почти все активы обанкроченного ЮКОСа. А вчера они подешевели на 5% (индекс РТС – на 2,3%). “Атон” вчера понизил рекомендацию по акциям “Роснефти” с “покупать” до “держать”.

Дело в том, что инвесторы уже настроились на благоприятный для “Роснефти” исход торгов по активам ЮКОСа и это заложено в цене ее акций. Этот фактор роста уже исчерпан, пора “продавать факт”. Между тем, наблюдая за успехами “Роснефти” в приобретении с дисконтом лакомых кусков ЮКОСа, многие упустили из виду, что конец года выдался для российских нефтяников не самым благоприятным. Не оправдали прогнозы аналитиков “Лукойл”, ТНК-ВР, представившие финансовую отчетность по итогам 2006 г. Никому не удалось избежать падения рентабельности из-за снижения цен на нефть.

Сначала построим, потом продадим

Московские операторы широкополосного интернет-доступа построили сети, однако продавать услуги до сих пор не научились. Такой вывод следует из отчета, опубликованного аналитической компанией Comnews Research. Согласно ему широкополосными сетями охвачено уже около 90% московских домохозяйств, но пользуются высокоскоростным интернет-доступом всего 35%. Это можно объяснить большой разветвленностью сети, принадлежащей крупнейшему участнику рынка – “Комстар-Директ” (работает под брендом “Стрим”): его сеть практически совпадает с сетью МГТС, но далеко не каждый абонент крупнейшего столичного оператора готов платить за широкополосный доступ. Но есть и более настораживающая цифра: по оценке Comnews Research, провайдеры широкополосного доступа обслуживают в среднем лишь 8–20% тех квартир, которые расположены в зоне охвата их сетей. Иными словами, построенные операторами сети используются в среднем не более чем на 20%. Только в 2006 г. операторы широкополосного доступа вложили в развитие около $175 млн (из них 27% – в покупку более мелких компаний). Закономерен вопрос: как они собираются окупить эти инвестиции при такой недозагрузке кабеля? Впрочем, советник гендиректора холдинга Net By Net Александр Милицкий не считает это проблемой. По его словам, подключение одного столичного здания к оптоволоконному кабелю обходится примерно в $2000 – таким образом, при среднемесячном счете на абонента около $20 вложения могут окупиться всего за три месяца, даже если из всего дома к сети подключатся лишь 30 квартир.