ЦСКА наиграет на $50 млн

С. Николаев

Футбольный ЦСКА приблизился к самоокупаемости. В субботу армейцы обнародовали свой бюджет, чего не делал еще ни один отечественный футбольный клуб. Расходы ЦСКА на 2007 г. составляют $51,4 млн, доходы – $49,9 млн.

Телетрансляции и коммерческие права в различных турнирах принесут клубу $18,6 млн, спонсорство и реклама – $17,4 млн, трансферы – $8,2 млн, коммерческая деятельность (продажа билетов, атрибутики, сувениров) – $5,7 млн. Дефицит бюджета покрыли акционеры, которые выделили ЦСКА $1,49 млн, т. е. всего 2,9% расходов.

Больше всего ЦСКА хочет потратить на зарплату футболистам и менеджменту – $24,7 млн, на трансферы запланировано $11 млн, налоговые отчисления составляют $3,8 млн, расходы на финансовую деятельность – $3,1 млн, на участие в соревнованиях – $2,8 млн, на организацию тренировочного процесса – $2,3 млн, на детско-юношескую спортивную школу – $2,4 млн, административные и коммерческие расходы – около $1 млн ($200 млн на строительство стадиона предусматриваются отдельным бюджетом).

$51 млн – не рекорд даже для российских клубов. Бюджет “Зенита” на этот год превышает $70 млн, говорит спортивный директор клуба Константин Сарсания. По словам пресс-атташе “Локомотива”, бюджет клуба составляет порядка $60 млн. Бюджет московского “Спартака” превышает $50 млн, говорит его гендиректор Сергей Шавло.

Но по заработкам ЦСКА в России вне конкуренции. “Зенит” зарабатывает на продаже билетов, телевизионных прав, части спонсорских контрактов и трансферах до 20% бюджета, утверждает Сарсания; остальное дают акционеры – “Газпром” и его “дочки”. “Локомотив” получает, по словам пресс-атташе “Локомотива”, примерно $10 млн – около 16% бюджета. “Спартак” зарабатывает половину своего бюджета, говорит Шавло.

Иностранные гранды тратят гораздо больше, причем, как правило, зарабатывают сами, отмечает Шариф Галлеев – партнер аудиторской компании Deloitte, которая проводит ежегодное исследование доходов европейских клубов Football Money League. Согласно исследованию, за сезон 2005–2006 гг. больше всех заработал Real Madrid – 292,2 млн евро (около $398 млн), следом идет Barcelona – 259 млн евро ($353 млн), потом – туринский Juventus – больше 251 млн евро ($342 млн). Лидеры чемпионатов Голландии и Португалии, такие как Ajax, PSV и FC Porto, тратят примерно столько же, сколько лидеры российского футбола: 50–60 млн евро ($68–81 млн), говорит Галлеев. Но, отмечает эксперт, эти клубы окупают свою деятельность.

“Мы стараемся рассматривать спорт как бизнес, – объясняет финансовые успехи клуба президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер. – Поэтому не покупаем раскрученных звезд, а стараемся повысить стоимость наших футболистов. Ищем рыночных спонсоров, которым выгодно спонсировать ЦСКА”, – заключает он.

Директор по спорту агентства Sportima Максим Белицкий согласен с Гинером. Он отмечает, что ЦСКА – единственный из лидеров отечественного футбола, у которого спонсоры не связаны с акционерами (в начале 2006 г., например, ВТБ заключил с чемпионом России трехлетний контракт на $20 млн). Плюс клуб стабильно выступает в еврокубках, а это дополнительные доходы от трансляций и отчисления UEFA за набранные очки. Что касается расходов на раскрученных звезд, то, по оценке гендиректора агентства “Телеспорт-Маркетинг” Антона Леонтьева, перед этим сезоном “Зенит” потратил на новых игроков до $40 млн, “Локомотив” – $15 млн, а “Спартак” – не больше $10 млн (ЦСКА, напомним, запланировал $11 млн).

Эксперты считают, что в ближайшие годы на самоокупаемость могут выйти другие российские клубы. По оценке Белицкого, телеканалы и рыночные спонсоры приносят клубам уже до $75 млн в год и за три года эта сумма вырастет в два раза. Кроме того, ведущие российские клубы будут продавать больше игроков на Запад; за игрока уровня лидера “Зенита” Андрея Аршавина можно выручить от $10 млн. Галлеев добавляет, что ведущие российские клубы строят новые стадионы – после их открытия доходы от продажи билетов могут вырасти в несколько раз.

По мнению Белицкого, кроме ЦСКА ближе всего к “работе в ноль” “Спартак”, который в этом году почти не покупал раскрученных звезд, и “Динамо”, которое строит в Петровском парке многофункциональный комплекс площадью 450 000 кв. м. А вот “Зениту” и “Локомотиву” нужно вести более взвешенную трансферную политику, если эти клубы хотят стать привлекательными бизнес-проектами, считает эксперт.