Эстонию сносят с прилавка


Сети “Седьмой континент” и “Самохвал” изымают из продаж все товары эстонского производства и на неопределенный срок прекращают их закупку. Соответствующее письмо было направлено министру потребительского рынка и услуг правительства Московской области Вячеславу Фомичеву. PR-менеджер группы компаний “Самохвал” Анастасия Денисова выбор адресата объясняет тем, что именно от областных чиновников зависит развитие сети в регионе.

В письме говорилось, что компания поддерживает предложение Совета Федерации разорвать все дипломатические отношения с Эстонией. Денисова уточнила, что в “Самохвал” из Эстонии поставлялись детские пледы.

Директор по связям с общественностью сети “Копейка” Анастасия Щукина сообщила, что в сети снят с продаж единственный эстонский товар – сыр “Атлет”. “Не знаю, каковы потери, но мы решили таким образом обозначить позицию компании в отношении событий в Эстонии”, – заявила она. Исчезнут эстонские товары и из магазинов сети “Седьмой континент”. Как рассказала “Ведомостям” пресс-секретарь сети Валерия Ломоносова, речь идет о 250 наименованиях товаров, представленных в категориях “замороженная продукция”, “спиртные напитки” и “консервы”. Назвать конкретно хотя бы один эстонский бренд или товар Ломоносова не смогла, но уточнила, что вместе они составляют менее 1% оборота сети. Вся эстонская продукция исчезнет из магазинов в течение двух суток. “Мораторий будет действовать до следующего распоряжения руководства”, – заключает Ломоносова.

Руководство “Семерки” намерено информировать покупателей о своей гражданской позиции. Как разъясняет Ломоносова, “в магазинах появятся листовки формата А3 с изображением снесенного памятника, возможно, там будет текстовое сопровождение”. Сеть “Самохвал” же ограничится сообщением на сайте компании, комментирует Анастасия Денисова.

Большинство участников рынка поддерживают инициативы “Седьмого континента” и “Самохвала”, но присоединяться к ним не планируют. “У нас практически нет эстонских товаров”, – объясняет Геннадий Фролов из X5 Retail Group. “В нашей ассортиментной матрице эстонских товаров нет”, – заявляет PR-директор холдинга “Марта” (развивает сети “Билла” и “Гроссмарт”) Евгений Сухарников. “Экономический бойкот – прерогатива государства. Мы находимся в тесном контакте с госорганами, если они вынесут такое решение в адрес Эстонии, мы будем его соблюдать”, – комментирует Фролов.

“Ритейлеры не должны быть политиками, – считает основной акционер сети “Магнит” Сергей Галицкий. – То, что эстонцы демонтировали памятник, мне лично не нравится, но это чужая страна, они имеют право делать, что хотят. А я не имею права лишать покупателей выбора: покупать эстонские товары или нет – решать должен потребитель”. И добавляет, что, если решение о бойкоте эстонских товаров примет правительство, исполнит его.

Главный санитарный врач Геннадий Онищенко уже объявил о том, что проверки эстонских товаров, в первую очередь продуктов питания, на соответствие российским стандартам уже идут. Ритейлеры ощущают эту работу. По словам топ-менеджера петербургского магазина “Супер Сива”, в субботу Роспотребнадзор прислал письмо, в котором просит предоставить к 12 часам 2 мая информацию об обороте эстонских товаров в процентах с 1 января. Впрочем, в других сетях про это не слышали.

Оборот между Россией и Эстонией небольшой (см. врез). Если бы речь шла о стране, чьи товары пользовались бы большим спросом, ритейлеры бы не проявляли такую инициативность, уверен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. “Не случайно ни одна из компаний-экспортеров, поставляющих в Эстонию дерево, нефтепродукты или цветные металлы, о добровольном бойкоте не объявляла”, – резюмирует он.