Москвичи счастливы


“Очень счастливыми” считают себя 28% москвичей, 37% скорее счастливы, чем нет, а 23% – иногда счастливы, а иногда несчастны. Несчастными считают себя 10% опрошенных. По подсчетам Romir, оптимистов становится меньше с возрастом (в 18–24 года счастливы 82%, а в 45–59 лет – 53%). Много счастливчиков среди руководителей компаний (82%) и предпринимателей (85%), среди наемных работников – 70%, а среди рабочих – 53%. Растет ощущение счастья и вместе с доходом. Среди москвичей с доходом от 15 000 руб. в месяц счастливы 71%, а из граждан с доходом до 6000 руб. каждый второй несчастен.

В России счастливыми себя считает меньшее число граждан, чем в Москве. Удовлетворены собственной жизнью в 2006 г. были 54% граждан, ответивших на вопросы Института философии Российской академии наук (самый высокий показатель за 16 лет). Зато от будущего хороших новостей ждали втрое больше респондентов, чем плохих. По опросу ВЦИОМ, счастье у большинства респондентов ассоциируется с собственным домом, счастливым браком и высокооплачиваемой работой.

Такой же высокий уровень оптимизма могут показать города-миллионники, а в других российских регионах удовлетворенность жизнью меньше, так как доходы у людей ниже, отмечает сотрудник Центра изучения социокультурных изменений Людмила Белева.

Шведская организация World Values Survey (WVS) в 2003 г. выяснила, что удовлетворенность жизнью в России низка – россияне были на 63-м месте из 65, опережая лишь Армению и Румынию.

Рост доходов, показывают многолетние опросы WVS, повышает уровень счастья только в бедных странах. Например, с 1975 по 1995 г. ВВП на душу населения вырос на 43%, а средний уровень счастья почти не изменился. В опросах WVS и в “индексе планетарного счастья” New Economics Foundation (NEF) впереди наиболее развитых экономик мира пуэрториканцы, жители Вануату, Колумбии, Коста-Рики, Доминики, Панамы и Кубы. Россия в рейтинге NEF лишь на 172-м месте из 178, а США на 150-м: эти страны используют слишком много ресурсов, а население чувствует себя незащищенным.

Впрочем, развитые капиталистические экономики не окончательно потеряли дорогу к счастью, уверен экономист Deutsche Bank Стефан Бергейм. В опубликованном на прошлой неделе исследовании “Счастливое разнообразие капитализма” он выделил 10 факторов, определяющих уровень счастья в обществе. Это высокий уровень доверия согражданам, низкий уровень коррупции, безработицы и теневой экономики, высокий доход и уровень образования, высокий уровень занятости среди пожилых, экономическая свобода, высокая рождаемость и либеральный рынок труда. Проанализировав при помощи этих критериев 22 развитые экономики, Бергейм выяснил, что счастье есть и при капитализме: в частности, Австралии, Швейцарии, Канаде, Швеции, Дании, Норвегии и Нидерландам удалось организовать социально-экономические институты так, чтобы они повышали уровень счастья сограждан. Не удалось это, констатирует Бергейм, Германии, Франции, Испании, Бельгии и Австрии.