Надежда на “Транснефть”


Президент Путин подписал указ о передаче в доверительное управление “Транснефти” 24% акций в ЗАО “КТК-Р” и “КТК-К”. Указ вступил в силу. Госдоля передается “Транснефти” “в целях повышения эффективности управления”, сообщила пресс-служба Кремля.

Отдать госдолю в КТК в управление “Транснефти” предложило Минпромэнерго, полагая, что она будет отстаивать интересы государства эффективнее чиновников.

У России непростые отношения с частными собственниками КТК. В 1996 г. акционеры подписали договор о расширении трубы до 67 млн т в год. Но Россия блокирует это решение, требуя снизить ставки по кредитам КТК с 14% до 10,5% и увеличить тарифы на прокачку нефти с $29 до $38 за тонну. Высокие проценты по кредитам, взятым у частных акционеров КТК, приводят к убыткам и к тому, что консорциум фактически не платит налогов, жаловался чиновник Минпромэнерго.

На собрании акционеров КТК в конце марта эти вопросы не рассматривались, утверждает представитель КТК. Ситуация остается сложной и неразрешенной, признается представитель Chevron. Комментировать решение России они отказались. Передача пакета “Транснефти” “приведет к ситуации, которая будет воспринята как явный конфликт интересов”, предупреждал ранее руководитель российского представительства Chevron Йен Макдоналд.

“Представление о нашей конкуренции ложное: мы поставляем в южном направлении российскую, а КТК – казахстанскую нефть”, – парирует вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев.

“Транснефть” вряд ли поможет России разрешить конфликт с акционерами КТК, считает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Медлить с расширением КТК нельзя, предупреждает он: у Казахстана много возможностей для перераспределения экспортных потоков, а нефть КТК будет необходима для заполнения трубы Бургас – Александруполис. Контроль в этом проекте принадлежит России.