В Стамбуле неспокойно


Сегодня в турецком парламенте должен был состояться второй тур президентских выборов. Но вчера КС Турции признал недействительными итоги первого тура голосования, в ходе которого вице-премьер и министр иностранных дел Абдулла Гюль набрал всего на 10 голосов меньше положенного. Гюль выдвигался кандидатом от правящей исламистской Партии справедливости и развития (ПСР), которая с 2002 г. обладает парламентским большинством.

Крупнейшая оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) кандидата не выдвинула, но бойкотировала голосование, заявив, что “исламистские корни Гюля” создают угрозу светскому характеру власти в Турции. Именно НРП направила иск в конституционный суд страны, требуя отмены итогов первого тура и ссылаясь на то, что при голосовании не было кворума. Теперь в связи с решением суда парламент по Конституции Турции может быть распущен, говорит эксперт лондонского Chatham House Фади Хакура.

Уже несколько дней противники исламизации власти в Турции проводят многотысячные акции протеста. Вчера в Стамбуле на митинг вышло более 2 млн человек. Традиционно в защиту светского характера власти в Турции выступает армия. В конце минувшей недели, после первого тура выборов, генштаб сделал жесткое заявление, пообещав в случае исламизации власти “предельно четко обозначить свою позицию”.

Правительство Турции резко осудило высказывания генштаба. По мнению Хакура, жесткую позицию по отношению к военным правительство заняло в том числе и из-за реакции международных финансовых рынков. Ежегодный объем иностранных инвестиций в экономику страны составляет порядка $20 млрд (в 1990-е гг. этот показатель в среднем составлял $1 млрд). На волне разгорающегося политического кризиса лира упала на 5%, фондовые рынки за последние два дня упали на 6–7%, констатирует эксперт.

Военных осудил также комиссар по вопросам расширения Евросоюза Оли Рен: “В ЕС оценивают президентские выборы в Турции как тест для армии на демократию”.

Если в ситуацию вмешаются военные, то переговоры о вступлении в ЕС будут заморожены из-за отсутствия политической стабильности, говорит эксперт лондонского Centre for European Reform Катинка Бариш. По ее словам, Евросоюз считает Гюля хорошим кандидатом, но готов работать с любым законно избранным президентом страны.