ИНТЕРВЬЮ: Сергей Кущенко, начальник ЦСКА


– Российский бизнес уже практически отошел от серых схем, используемых в 1990-х гг. К сожалению, спорт это не особо затронуло. Но раз наши инвесторы стали работать по рыночным схемам, почему бы и нам не раскрыть свои показатели? Когда все прозрачно, легче привлечь инвестиции. Бюджет ПБК ЦСКА на сезон 2006/07 составляет $29 967 538. Из них акционеры выделяют $23 642 538. Остальное зарабатываем сами: более $5 млн приносят спонсорские контракты, продажа билетов и “сувенирки”, $640 000 заработали на продаже игроков, $560 000 – на выступлениях в Евролиге. Как видите, основную часть получаем от акционеров. Но и им ежегодно нужно “продавать” свой проект. Перед каждым сезоном мы приходим в “Норильский никель” и защищаем новый бюджет. Мы обязаны показать четкую систему развития, иначе есть риск потерять акционера и главный источник доходов.

– Мне кажется, что разница существует. Хоккейный ЦСКА возвращает себе болельщиков, после нескольких лет невыразительных выступлений теперь, с главным тренером Вячеславом Быковым, находит свою популярность. На баскетбол ходят бизнес-публика, знаменитости, гламурная тусовка. Есть все условия: теплый зал, парковка, вот они и приходят отдохнуть, показать себя. Футбольные болельщики ЦСКА – фанаты в хорошем смысле слова. Они не объединяются по уровню доходов, в этом плане это разношерстная публика. Просто они любят свой клуб. Хотя нужно отметить, что есть немного людей – 200–300 человек, которые посещают матчи всех армейских клубов. Объединить болельщиков трудно. Но показателен “Финал четырех” в Праге, когда 2000 фанатов поехали поддержать баскетбольный ЦСКА. Это было единение всего армейского спорта. Другой пример. Хоккейный ЦСКА вышел в полуфинал чемпионата России. Так на московские матчи билетов было не достать. Пришли болеть организованные фанаты и футбола, и баскетбола, и хоккея. Они объединились в одном секторе, били в барабаны с логотипами ПБК, размахивали флагами большого ЦСКА, и наша команда выиграла первую встречу у объективно более сильного “Ак Барса”.

Армейские спортивные клубы – баскетбольный и футбольный ЦСКА – первыми в российском профессиональном спорте раскрыли свои бюджеты. Футбольный ЦСКА с бюджетом $51 млн близок к самоокупаемости, но баскетбольный ЦСКА самостоятельно зарабатывает не более 30% своего бюджета в $30 млн, при том что является самым успешным спортивным клубом в России, не только добившимся успеха на внутренней арене, но и завоевавшим титул сильнейшей баскетбольной команды в Европе. О том, как из отечественного спорта сделать коммерчески привлекательный продукт, “Ведомостям” рассказал начальник ЦСКА Сергей Кущенко.

– Российский футбол уже является более-менее успешным продуктом, хотя отечественные клубы не добивались в Европе таких успехов, как баскетбольные. Каковы перспективы российского баскетбола?

– Российская баскетбольная суперлига развивается не медленнее футбольной премьер-лиги. Растут бюджеты клубов, растет молодежь, лучшие тренеры Европы работают в России, мы привлекаем именитых легионеров. Просто с футболом спорить тяжело. Это вид спорта № 1 в России вне зависимости от результатов на международной арене. Так сложилось исторически. А вот с хоккеем по популярности поспорить можно. Хотя в СССР этот вид спорта наряду с футболом также был вне конкуренции.

– А за счет чего можно повышать популярность какого-то вида спорта?

– Только за счет телевидения. Спортивный рынок формирует именно телевидение. В России нет конкуренции. Если бы наряду со “Спортом” работали хотя бы 2–3 канала, мы бы работали на рынке. Клубы учились бы зарабатывать. “НТВ-Плюс” попытался организовать футбольные трансляции по принятой на Западе схеме. Тарелки с чемпионатом России предлагали болельщикам за смешные деньги (от 300 руб. в месяц. – “Ведомости”), но вмешался административный ресурс.

– Чемпионат России по баскетболу сейчас показывают по ТВ. Сколько клубы получают за это?

– Канал “Спорт” платит лиге $200 000–300 000 в год. Это копейки, хотя есть тенденция к росту этих отчислений. Как-то в переговорах речь зашла даже об $1 млн. Лидерам эти деньги погоды бы не сделали, а вот для аутсайдеров это серьезные суммы. Развитие клубов из нижней части таблицы выгодно и нам. Повышается конкуренция, а значит, и интерес к чемпионату. Клубы развивают свою инфраструктуру, следовательно, мы сможем без боязни отдавать им молодых игроков в аренду. Ведь нельзя послать молодого игрока в клуб с совершенно неразвитой инфраструктурой. Его мастерство будет расти, только если будут все условия: нормальное питание, хорошие доктора, грамотно построенный тренировочный процесс и т. д.

– А сколько платят за трансляции национальных первенств в США и Европе?

– С NBA сравнивать совсем некорректно. Только показ одного матча в день NBA продала “НТВ-Плюс” за $2,4 млн. Для примера можно взять испанский чемпионат. Продажа прав на трансляции приносит испанцам порядка 15 млн евро в год, а есть еще поступления от спонсоров, продажи билетов и атрибутики. В их лиге четкая система распределения доходов от телетрансляций, и даже аутсайдеры могут с легкостью купить достойную стартовую пятерку игроков. Следовательно, растет конкуренция в чемпионате, а вместе с ней – его популярность.

Лидеры испанского баскетбола и без телевидения не бедствуют. Баскетбольные Real Madrid и Barcelona – это секции футбольных клубов, которые являются мощнейшими финансовыми структурами. Другим командам типа Tau-Ceramica помогают муниципалитеты, которые содержат залы, оплачивают перелеты, проживание, питание игроков за счет муниципального бюджета. А несколько спонсоров дают им деньги на покупку и зарплату игроков.

– Считается, что популярность российской баскетбольной суперлиги не очень высока еще и из-за отсутствия в ней конкуренции. Уже много лет никто не может стать реальным соперником ЦСКА в борьбе за золото. А главной интригой отечественного баскетбола является выступление армейцев в Евролиге. Что вы думаете об этом?

– Это ошибочное мнение. Люди, близкие к баскетболу, понимают, насколько сложно было ЦСКА в последние 2–3 года выигрывать чемпионат России. Нам наступают на пятки московское “Динамо”, “Химки”, “Уникс”, недавно мы совершенно заслуженно проиграли ростовскому “Локомотиву”. Если к ведущей четверке добавятся еще 2–3 клуба, по привлекательности мы не будем уступать ни одному из европейских чемпионатов. Есть, правда, неприятные примеры: из-за отсутствия финансирования развалилось петербургское “Динамо”. Но в целом поступательное развитие отечественных клубов налицо. Кстати, интриги отечественному чемпионату добавляет и ожидание осечки ЦСКА. Если кто-то долго лидирует, все ждут, когда же он проиграет.

– Зарплаты в российском футболе уже сильно завышены. А в баскетболе?

– Зарплаты в баскетболе соответствуют европейскому уровню. Пару лет назад превышали примерно на 5–10%. Это была переплата за российские условия. Но в отличие от футбола уровень этой переплаты не рос, а снижался. В 1990-х гг. мы платили иностранцам на 50% больше, чем они получали бы в Европе, потом – на 25%. ЦСКА, “Динамо”, “Химки”, “Уникс” близки к рынку европейских зарплат. Один из наших лидеров – Теодорос Папалукас получает около $1,1 млн в год. Примерно столько же зарабатывают ведущие игроки других грандов европейского баскетбола.

– ПБК ЦСКА первым из российских спортивных клубов сделал бюджет открытым. Почему приняли такое решение и сколько составляет ваш бюджет?

– Если даже один из самых успешных российских спортивных проектов не может заработать хотя бы половину бюджета, что делать остальным?

– Нужно ждать развития рынка и появления интереса со стороны телевидения. Рекламный рынок России уже перевалил за $6 млрд в год. Спорт должен научиться претендовать на часть рекламного пирога. Если за трансляции начнут бороться большие каналы, то и доходы в спорте будут расти. Профессиональный спорт может развиваться только через телевидение.

– Но рейтинги у спортивных трансляций, как ни крути, маленькие. Поэтому каналы их не покупают. Получается замкнутый круг.

– Пока клубы развиваются и без телевизионных денег – в них инвестируют крупные российские компании. А когда поднимутся клубы, вырастет уровень соревнований, мы заинтересуем и телеканалы. Проблема еще и в том, что многие сегодняшние руководители клубов не представляют, что делать со свалившимися на них деньгами. Можно буквально по пальцам сосчитать грамотных управленцев в игровых видах спорта. Этих людей в России просто никто не воспитывал. Немногие могут работать, как [президент профессионального футбольного клуба (ПФК) ЦСКА Евгений] Гинер. Его несомненным активом был фактор времени. То есть он пришел на рынок, когда ситуация позволяла развиваться спокойными темпами. Сейчас все сложнее. Крупная компания вкладывает большие деньги, и ей сразу нужен результат. Мало того что построить систему управления клубом сложно – инвесторы не хотят доверять людям со стороны. Их можно понять – хочется, чтобы твоими миллионами распоряжался “свой” человек. Но вовсе не факт, что менеджер, который хорошо продает газ, нефть или удобрения, сможет грамотно наладить работу спортивного клуба. Вот и получается, что большие деньги закачиваются в основной состав команды, а о развитии фундамента [дублирующего состава, детских спортшкол, тренировочных баз] руководители не особо задумываются. Как и об увеличении доходной базы. А зачем? Ведь есть надежный источник доходов в лице акционера. Но если акционеры вдруг передумают ежегодно отдавать миллионы, такой клуб ждет крах. Сегодня нормально финансировать спорт как социальный проект, но нужно готовиться к следующему шагу.

– В прошлом году европейские клубы, в том числе ЦСКА, играли с клубами NBA. Вам удалось даже обыграть представителя сильнейшей лиги – Los-Angeles Clippers. Этой осенью американские клубы тоже приедут в Европу, но российские любители баскетбола их не увидят. В чем привлекательность этих матчей и почему не удалось договориться на этот год?

– Из матчей европейских баскетбольных грандов с клубами NBA можно сделать красивый продукт. Первый турнир должен был показать, какая у таких матчей может быть аудитория, сколько за них готовы дать спонсоры, какие цены установить на билеты. Мы хотели оценить потенциал европейского рынка баскетбольного бизнеса, в том числе и за пределами Европы. А клубы NBA должны были стать лакмусовой бумажкой. Но они повели себя очень агрессивно, и продолжать участие в турнире стало невыгодно. В этом году Евролига, которую я представлял на переговорах, была согласна на 30% доходов от этих матчей. Американцы не пошли даже на это. И ведущие европейские клубы в турнире участия не примут.

– Чего же требовали американцы?

– Если говорить о Los-Angeles Clippers, который мы принимали в Москве, то они хотели, чтобы мы оплатили чартер, гостиницу, питание, размещение их офиса. Они хотели привезти в составе делегации около 100 человек. Но мы отстаивали свои позиции. В результате, когда они поняли, что придется самостоятельно платить за перелет, делегация сократилась до 27 человек, включая игроков. Хотя даже при этом по их запросу нам пришлось арендовать для них в гостинице три конференц-зала: в одном они ели, в другом проводили собрания, в третьем просто собирались, чтобы отдыхать. А практически все доходы от проведения матчей, продажи сувениров американские команды забрали себе. Предполагаю, что вместе с гонораром за приезд в Европу они получили до $1 млн чистой прибыли. Нам достались только выручка от продажи части билетов и часть рекламных площадей. Все права на телетрансляции, даже на Россию, они забрали себе. Матчи NBA Europa Live Tour-2006 играли в пяти городах. И каждый принимающий город и местный клуб договаривались с клубами NBA отдельно. В Барселоне, например, отнеслись к матчу с Philadelphia как к имиджевой встрече. Вопрос заработка для них не стоял. А мы хотели как минимум не понести убытков. Мы воевали за каждый пункт и добились того, чтобы играть по более удобным для нас правилам. Например, в США трехочковая линия располагается в 7 м от кольца, а у нас – в 6,25 м. Мы договорились отвести ее на 6,5 м. Нашли спонсора, “Вымпелком” выделил около $250 000. В конечном счете, затратив на организацию около $2 млн, мы окупили затраты.

– Были ли интересны эти матчи телезрителям? Сколько людей их посмотрело в Европе и пользовались ли они популярностью за океаном?

– Внимание было очень приличное. Показательно хотя бы то, что билеты продавались за большие суммы. Пакет на два места VIP, 5–6 мест обычных и небольшой кусок рекламной площади стоил корпоративным клиентам $50 000–100 000. Рейтинги трансляции на “Спорте” были хорошие. А американцы очень эгоцентричны и избирательны. Они ненавидят проигрывать и поражение могут замолчать, тем более в выставочном матче. Когда ЦСКА выиграл у Los-Angeles Clippers с разницей в 19 очков, их газеты поставили небольшие заметки с результатом матча. Зато, когда мы проиграли Philadelphia, новость о том, что чемпион Европы проиграл не самому сильному американскому клубу, была на первых полосах.

– В прошлом году вы стали начальником ЦСКА. Какова доля вашего участия в ведущих профессиональных армейских клубах и как финансируются не очень популярные виды спорта, такие как плавание, фигурное катание и т. д.?

– Наши футбольная, хоккейная и баскетбольная команды – акционерные общества. А спортобщество ЦСКА – миноритарный акционер этих клубов. Нам принадлежит по 15–25% акций в них. Это позволяет влиять на ситуацию, знать ее изнутри. А остальные виды спорта финансируются государством, в нашем случае – через Минобороны. Кроме того, есть средства, которые ЦСКА зарабатывает, например, на работе с коммерческой недвижимостью. Скажем, в прошлом году на оказании таких услуг, как платные секции для детей, не имеющих перспектив стать профессиональными спортсменами, или сдача в аренду спортивных площадок, свободных от занятий армейских спортсменов, на девелоперских проектах мы заработали около 300 млн руб. А вот сколько выделяет Минобороны, сказать не могу. Это закрытые данные.

– То есть вы решили продать профессиональные клубы сторонним компаниям. А если у них нет опыта управления спортивными проектами? Вспомните, что стало с футбольным “Динамо” под руководством Алексея Федорычева [недавно предприниматель, который владел клубом с 2004 г. и обещал вложить в него $150 млн, продал клуб с долгами в $80 млн спортивному обществу “Динамо”].

– Мы тщательно подходим к выбору партнеров. Профессиональных клубов у нас всего три: хоккейный, баскетбольный и футбольный. Первые два спонсируют [совладелец “Норильского никеля” Михаил] Прохоров и “Норильский никель”. И у них есть опыт управления спортивными компаниями. А ПФК – компания Гинера. Как у него может не быть опыта? Но мы всегда можем отозвать лицензию. На такие случаи договор заключается на год-два с возможностью пролонгации. Риск, конечно, есть, но бренд ЦСКА можно продвигать только через игровые виды спорта, которые наиболее популярны. А они требуют серьезного финансирования.

– Вы ведь еще и расширяете список армейских клубов в пределах России. В прошлом году армейской стала женская баскетбольная команда из Самары ВБМ-СГАУ. Зачем вам это?

– Это тоже экспорт бренда. Клуб неплохо развивается, а в баскетболе у армейцев лучшая ситуация в стране. Девушки – чемпионки России, были чемпионками Евролиги. За бренд они пока не платят. Но их успехи продвигают наш бренд. Думаем над совмещением со следующего сезона бюджетов и структур мужского и женского баскетбольных клубов.

– Есть ли разница между болельщиками армейских клубов? Насколько болельщик баскетбольного ЦСКА отличается от футбольного и хоккейного фанатов?