“Мегафон” стал вторым


Вчера “Мегафон” опубликовал финансовую отчетность за 2006 г. по стандартам US GAAP. Темпы роста почти всех финансовых показателей у оператора оказались выше, чем у лидеров российской сотовой “большой тройки” – МТС и “Вымпелкома”. Выручка “Мегафона” выросла в прошлом году на 56% (у “Вымпелкома” – на 51,6%, а у МТС – на 27,4%), чистая прибыль – на 107% (31,9% и 10,6% соответственно), OIBDA – на 66% (56% и 27,2%). Рентабельность по OIBDA у “Мегафона” увеличилась на 2,9 п. п. (у “Вымпелкома” – на 1,5 п. п., а у МТС уменьшилась на 0,1 п. п.). Правда, сам этот показатель у “Мегафона” не дотягивает до конкурентов – 49,5% против 50,4% у “Вымпелкома” и 50,6% у МТС.

По размеру чистой прибыли “Мегафон” ($812,8 млн) впервые обогнал “Вымпелком” ($811,5 млн). “Но в России чистая прибыль у нас выше, чем у “Мегафона”, и составляет $855 млн, – замечает исполнительный вице-президент “Вымпелкома“ Николай Прянишников. – Кроме того, в IV квартале 2006 г. мы зарезервировали $42,5 млн на погашение налоговых претензий, которые сейчас оспариваем в суде”.

Консолидированная чистая прибыль у “Вымпелкома” оказалась чуть ниже, чем у “Мегафона”, в связи с тем, что эта компания присутствует в шести странах СНГ “и в первые годы работы наши расходы на этих рынках превышают доходы”, объясняет Прянишников.

“Мы не собираемся обгонять конкурентов по темпам роста, наша стратегия – быть эффективными, что успешно демонстрирует наш показатель рентабельности по OIBDA”, – объясняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. По ее словам, финансовые результаты МТС за 2006 г. были ослаблены неудачными IV кварталом 2005 г. и I кварталом 2006 г., а также списанием в убыток $150 млн, потраченных в конце 2005 г. на покупку 51% киргизского оператора “Бител”.

Представители самого “Мегафона” скупо комментируют результаты компании. Ее пресс-секретарь Марина Белашева говорит лишь, что “Мегафон” добивается хороших результатов “за счет роста трафика, а не повышения тарифов”.

Аналитики объясняют успехи “Мегафона” строгим подходом компании к привлечению абонентов. “Они никогда не гнались за низкодоходными абонентами и не раздували свою долю”, – замечает руководитель аналитического управления “Уралсиба” Константин Чернышев. А аналитик “Тройки Диалог” Евгений Голосной добавляет, что у “Мегафона” также самая строгая в отрасли политика отключения абонентов-молчунов – через три месяца с момента последней платной транзакции. “В итоге средний счет на абонента у “Мегафона” за 2006 г. составил $11,8 в месяц”, – отмечает Голосной (у “Вымпелкома” по России – $7,9, у МТС – $7,2).

Кроме того, по словам Голосного, “Мегафон” четко следит за своими расходами – правда, эта экономия во многом вынужденная. “Из-за конфликта акционеров компания испытывает недостаток свободных денежных средств, поэтому им просто приходится быть очень эффективными”, – считает Голосной.

Интересно, замечает Прянишников, какие будут результаты у “Мегафона” в дальнейшем, ведь бурному росту компании помог московский рынок, на который он вышел самым последним из “большой тройки”. “Теперь столичный рынок насыщен, так что “Мегафону” надо будет искать дополнительные драйверы роста”, – предупреждает Прянишников. А Голосной добавляет, что наращивать рыночную долю по абонентам в России “Мегафон” теперь может в основном за счет покупки других операторов. “Но если он начнет скупку, то расходы возрастут и “Мегафон” перестанет быть такой эффективной компанией, как сейчас”, – считает Голосной.