На “львов” с мониторами


Участие в Венецианской биеннале для художников и кураторов очень почетно, запись об этом событии в послужном списке обозначает высокий профстатус и признание. Еще почетнее, конечно, получить за национальную экспозицию “Золотого льва”. Но нашей стране в новые времена это удалось только один раз, в 1993 г., когда павильон был отдан всемирно признанному художнику Илье Кабакову. Да еще на одной из архитектурных биеннале неглавного “льва” дали Илье Уткину за фотографии русских руин.

Российская экспозиция, судя по рассказу Ольги Свибловой, будет сентиментальной и назидательной. Click I Hope (“Вызови: я надеюсь”) придумала Юлия Мильнер, которая участвовала в различных фотовыставках под фамилией Бочкова. Надпись “Я надеюсь” на полусотне языков стран – участниц биеннале будет транслироваться на экран, закрывающий фасад павильона. Зрители и интернет-пользователи (через сайт с названием выставки) могут вызвать надпись на любом языке. В зависимости от количества “кликов” надписи на экране будут увеличиваться. Технически работа устроена сложно, но все равно в результате могут получиться банальности “Миру мир” и “Пусть всегда будет солнце”. Похожую по идеологии работу покажет Андрей Бартенев. На разноцветных светодиодовых шарах будет идти бегущая строка, пессимистично объявляющая: Connection Lost. Но художник, понятно, надеется на контакт.

Группа “АЕС+Ф” покажет анимацию, на которой герои их долгоиграющего проекта “Последнее восстание” – дети с автоматами – будут вести между собой бой под музыку Вагнера. Алексей Пономарев смонтирует уже известную по выставкам “Волну” – в стеклянной трубе тонны воды начнут волноваться, когда художник сердито подует на них с экрана. А вместе с Арсением Мещеряковым Пономарев соорудит душевую кабину, облицованную экранами, по которым транслируются телепрограммы. Зрители, крутя краны, могут выбрать, какие именно. В проекте “Дворники” щетки будут “стирать” телеизображение с мониторов и на экранах появится прекрасный вид на венецианскую лагуну.

Все проекты выставки Click I Hope снабжены учеными объяснениями, в которых говорится про “базисную систему координат, определяющую стратегию группового и индивидуального самоопределения в ситуации уплотнения информационных потоков”, но и без этих тяжелых слов смыслы и метафоры произведений понятны. Остается надеяться, что контакт с ними будет возможен, они окажутся притягательными для зрителей. В искусстве, даже современном, впечатление важнее идеологии, магия – смысла. И еще надо надеяться, что к открытию биеннале (7 июня) выставка будет готова, а помещения отремонтированы. По словам комиссара российского павильона Василия Церетели, большая часть бюджета проекта (около 800 000 евро, из них бюджетных десятая часть, остальное – спонсорские) уйдет именно на приведение здания в порядок.