Проект “Б”: Два наследства Ельцина


Величайшим достижением Бориса Ельцина была победа над путчем в 1991 г. Но он же провел и залоговые аукционы. Обе эти составляющие ельцинского наследия будут определять экономическое и политическое развитие страны многие годы спустя после смерти первого президента России.

Не все разделяют негативный взгляд на залоговые аукционы. В минувшие дни в западной прессе было предпринято немало попыток доказать, что в тот момент установление прав собственности было важнее ее легитимного распределения. Но исторический опыт свидетельствует о том, что рынки работают эффективно, только если выполнены оба условия.

Аргентина – один из самых ярких экономических провалов ХХ в. Изящные особняки Буэнос-Айреса напоминают о временах, когда Аргентина была “Западной Европой” американского континента в экономическом и культурном отношении. Трущобы Буэнос-Айреса – свидетельство того, что страна утратила этот статус несколько поколений назад. Корневая причина экономической деградации – в истории появления крупных собственников. Права на владения были закреплены, но их распределение не воспринималось как справедливое.

Когда первые поселенцы занимают пустующие земли, у них есть два пути закрепить свои права: “сверху” (решением центральной администрации) или “снизу” (самим актом возделывания земли). В Аргентине, как и в целом в Латинской Америке, преобладала раздача “сверху”. Процесс распределения собственности создал связь между политическим влиянием и личным богатством. Поэтому богатые стремились удерживать статус-кво любой ценой, а бедные любой ценой стремились его разрушить. Эта поляризация на многие десятилетия стала минным полем аргентинской политики.

Ситуация была другой в тех англоговорящих странах, где тоже происходило распределение собственности в процессе заселения земель. В США принцип распределения “снизу” был, по сути, завоеван в ходе войны между Севером и Югом и был законодательно закреплен Актом о гомстедах. В Австралии столь же решающими событиями были Эврикское восстание, в ходе которого старатели пытались утвердить свои права на участки, и введение “скотоводческой аренды”, которая позволила фермерам получить королевские земли под выпас скота. И получение прав собственности, и успехи собственников определялись при таком распределении талантами и усилиями предпринимателей, а не родословной или политическими связями.

Хуан Мануэль де Росас, правивший Аргентиной с 1829 дo 1852 г., понимал, что прочная связь между политическим влиянием и контролем над экономическими ресурсами послужит укреплению политической системы, если обеспечить собственников покровительством государства. Видимо, так же рассуждал и Ельцин. Залоговые аукционы были распределением собственности “сверху”: государство отдавало экономическую власть в обмен на политическую поддержку со стороны олигархов.

Распределение собственности “снизу” способствует развитию демократии и стимулирует личную предприимчивость, а не поиск политических подачек. Распределение “сверху” – это путь к поляризации общества, диктатуре, краткосрочным периодам стабильности, перемежаемым путчами: таково прошлое Аргентины и вероятное будущее России. (FT, 1.05.2007, Максим Трудолюбов)